Города Шпицбергена

Расположенный за полярным кругом Шпицберген одно из самых малонаселенных мест на нашей планете. Но не смотря на суровый климат, там уже более 100 лет постоянно живут люди.

Люди построили на Шпицбергене города и поселки, промышленные и научные объекты и живут не хуже чем на материке.

Сколько на Шпицбергене городов и населенных пунктов, где они находятся, как выглядят и сколько в них жителей, вы узнаете из этого обзора.

Города Шпицбергена. Какие города есть на Шпицбергне?
Город Лонгйир фото
Город Лонгйир
Гостевые домики фото
Гостевые домики
В разгар лета фото
В разгар лета
Где находится Шпицберген фото
Лето на островах

Северный архипелаг Шпицберген покрытый заснеженными скалами не лучшее место для жизни. Не удивительно что на 61 тысяче квадратных километров Шпицбергена проживает чуть более 2800 жителей. Плотность населения Шпицбергена составляет 0,046 человек на 1 квадратный километр, меньше только в Гренландии, где этот показатель составляет всего 0,027 человек на квадратный километр. Но не смотря на такую низкую плотность населения, на Шпицбергене существует семь постоянных поселений. Статус города на Шицбергене имеет только один населённый пункт Лонгйир — административный центр норвежской провинции Свальбард. Остальные поселения это шахтёрские посёлки и научно-исследовательские станции. В летнее время число жителей поселений немного увеличивается за счет приезда сезонных работников и различных исследовательских экспедиций. Вот фото и краткие описания всех городов Шпицбергена.

Норвежские города на Шпицбергене

Лонгйир или Лонгйирбюэн — своеобразная столица Шпицбергена, его административный центр. Лонгйир находится на берегу Адвентфьорда, на острове Западный Шпицберген, располагается на берегах пересыхающей зимой реки. Город назван в честь американского путешественника и предпринимателя Джона Лонгйира, основателя поселения, в 1906 году заложившим здесь угольный рудник. Население Лонгйира составляет порядка 2000 человек.

Лонгйир

С момента основания и до начала 1990-х гг. жизнь городка была основана на добыче каменного угля. Сегодня добыча ведётся только на шахте в Свеагрува, но и большая часть населения Лонгйира работает в этой сфере. Добыча угля на архипелаге малоприбыльна, весь уголь отправляется на материк и поэтому его себестоимость весьма высока, но правительство Норвегии поддерживает этот город на Шпицбергене из-за его особого стратегического положения в Арктике. Последние два с лишним десятилетия в Лонгйире большая доля экономики ориентирована на развитии туризма. Рядом с Лонгйиром находится аэропорт Свальбард — самый северный в мире аэропорт с регулярными рейсами.

Аэропорт Свальбард

В Лонгйире существует Свальбардский международный университет. Под эгидой ООН недалеко от Лонгйира находится подземное Всемирное хранилище семян, на случай глобальной катастрофы на земле.

Хранилище ссудного дня

В Лонгйире действует особые законы не такие как на материке. В Лонгйире алкоголь продается в ограниченном количестве, запрещено содержать кошек, существует положение что выходя на улицу каждый должен иметь при себе винтовку для защиты от белых медведей. На Шпицбергене много медведей, которые не редко приходят в город и поэтому всех студентов в университете обучают пользоваться оружием. То же касается и приезжих, за отсутствие оружия может быть наложен штраф. Здесь полиция ходит постоянно с оружием.

Полиция Шпицбергена

Кроме того на Шпицбергене запрещено хоронить людей, умерших или серьезно заболевших отправляют на материк. Это связано с тем, что в условиях вечной мерзлоты тела после погребения не разлагаются и привлекают к себе внимание белых медведей способных раскопать захоронение.

Свеагрува или Свеа — третий по величине городок Шпицбергена. Расположен на острове Западный Шпицберген, на берегу Ванмиенфьорда, на территории национального парка Норденшёльд Ланд. Градообразующим предприятием Свеа является угольная шахта компании «Store Norske Spitsbergen Kulkompani». В городке проживают около 200 рабочих. Ещё порядка 300 работников постоянно живут в Лонгйире, откуда приезжают на работу, обычно вахтовым методом.

Свеагрува

Свеагрува был основан шведами в 1917. Во время Второй Мировой войны Свеа был почти полностью уничтожен. Однако после войны был восстановлен после войны. Угледобывающее возобновилось в 1970 году. В 1990-х запасы угля начали иссякать, а так как открыли месторождения в Лонгйире, было мнение его вообще законсервировать. Однако в 2001 году были разведаны большие запасы угля и его добыча восстановилась.

Шахта в Свеа

Сегодня шахта в Свеагрува выдает на гора около 4 млн. тонн угля ежегодно, так что она является не только самой продуктивной на архипелаге, но и в Европе в целом. В 2005 году на шахте в Свеагрува возик пожар, который продолжался более пяти недель, чем нанёс ущерб норвежской экономике около 700 млн. крон.

Ню-Олесунн, по норвежски Ny-Alesund, что означает «Новый Олесунн» — населённый пункт в норвежской провинции Свальбард. Ню-Олесунн самый северный в мире постоянный поселок. Ню-Олесунн основан в 1916 году компанией «Kings Bay Kull Company» для добычи угля, которую начали в 1917 году. Однако уже в 1929 году угледобычу остановили. Возобновили только поле войны в 1945. Но в 1963 году, из-за снижения цен на уголь, постоянных взрывов метана и завалов с гибелью рабочих, добычу окончательно прекратили.

Ню-Олесунн

В 1968 году в Ню-Олесунне был построен научно-исследовательского центр, который стал образующим объектом. Кроме Норвегии здесь создали исследовательские станции нескольких стран: Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Индия и Китай. Исследовательские работы являются единственным видом деятельности в Ню-Олесунне, туризм развит очень мало, потому как туристы мешают научной деятельности. Постоянное количество жителей Ню-Олесунна около 30 человек, летом к ним добавляются исследователи и набирается в общей сложности порядка 120 человек.

Научная база

В 1925, 1926 и 1928 годах из Ню-Олесунна на самолётах и дирижаблях стартовали экспедиции Р. Амундсена и У. Нобиле к Северному полюсу. Сегодня виды исследований проводимых в этом научном центре очень разнообразны, это: атмосферные науки, гидрология, гляциология, химия атмосферы, ледниковая и перигляциальная геоморфология и гидрология, биология, химия и геология, морская биология, окружающая среда и климат и прочие современные науки. Итальянцы содержат в Ню-Олесунне арктическую базу Дирижабль

Хорнсунн — польская научно-исследовательская станция, находится на острове Западный Шпицберген на берегу Исбьорн, территории Коммуны Лонгйирбюен. Станция построена в 1957 году, функционировала только в летнее время. В 1978 году станция реконструирована под круглогодичную деятельность, с тех пор там постоянно проживают и работают от 6 до 10 научных сотрудников.

Хорнсунн

На станции Хорнсунн ведутся исследования в сферах:
Метеорология — сбор данных для синоптических целей и для выявления климатических изменений;
Сейсмология — мониторинг мирового землетрясения, измерения сейсмичности района архипелага Шпицберген;
Геомагнетизм — регистрация изменений магнитного поля Земли;
Зондирование ионосферы — определение структуры и коэффициента поглощения ионосферы;
Гляциология — измерения динамики ледников;
Атмосферное электричество — определение величины электрического поля Земли;
Экологический мониторинг — регистрация климатических особенностей и анализ содержания загрязнения воздуха и воды, а также изотопный состав снежного покрова;
Исследований по геологии, геодезии, геоморфологии, океанологии и биологии.

Остров Медвежий к югу от острова Западный Шпицберген ещё одно место где круглый год живут люди. Это всего несколько жилых и технологических сооружений, а так же специальные площадки с научным оборудованием. Остров Медвежий был открыт 10 июня 1596 года голландскими мореплавателями Виллемом Баренцем и Якобом ван Хемскерком и использовался в основном для китобойного промысла, охоты на моржей и рыбной ловли в окрестных водах. Некоторое время на острове велась добыча каменного угля. Однако ни одного постоянного поселения долго не существовало, и остров Медвежий был необитаем. Сегодня постоянными жителями острова Медвежий являются сотрудники норвежской метеорологической станции и радиостанции  Хервигхамна в количестве не более 9 человек.

Хервигхамна

На станции выполняются метеорологические наблюдения и логистические и телекоммуникационные услуги. Ведется круглосуточная радиовахта и дважды в сутки передается прогноз погоды. На станции есть посадочные площадки для вертолета. Здесь же Норвежский полярный институт проводит ежегодные экспедиции по орнитологическим исследованиям.

Хопен или Остров Надежды — еще один постоянно обитаемый остров в юго-восточной части архипелага Шпицберген. Небольшой остров длиной 33 км, шириной 2 км. и площадью 47 км. был открыт в 1613 году Томасом Мармадюком из Гулля, который дал ему название в честь своего судна «Hopewell». Остров ни когда не был обитаем. Пока во время Второй мировой войны, в ноябре 1942 года на острове укрылись 19 спасшихся членов экипажа советского парохода «Декабрист», потопленного германской торпедоносной авиацией. 15 из них погибли во время зимовки, остальные были взяты в плен и доставлены в Норвегию. На острове установлен памятник 77 погибшим советским морякам парохода «Декабрист», затонувшего 4 ноября 1942 года у берегов острова в результате налета гитлеровской авиации на следовавший в Архангельск полярный конвой.

Памятник марякам парохода Декабрист

Позднее Люфтваффе разместили на острове свою метеостанцию. В 1947-ом году Институт Метеорологии из Норвегии открыл собственную метеостанцию пункт. Эта станция работает и сегодня.

Метеостанция на острове Надежды

Уже длительное время на ней постоянно находится четыре специалиста, которые ведут свои наблюдения за погодой и природными явлениями и обслуживают данный пункт. Для передвижения по острову используются мотосани, но и сегодня там есть ездовые собаки используемые для упряжки. Два раза в год на остров на лодках доставляют провиант, почту, необходимое оборудование и вещи. Зимой по необходимости всё нужное доставляют вертолетами. Вертолетные площадки Хопена используется при проведения спасательных операций в Арктике.

Спасатели Норвегии

Международной организацией по защите птиц BirdLife International остров Хопен определен как Важная орнитологическая зона. На нем поддерживается размножение белых медведей, которые зимуют на острове, а так же северных редких птиц: черноногих моевок (40 000 пар), толстоклювых кайр (150 000 особей) и черных кайр (1000 пар). Хопен не имеет каких-либо особенных интересных мест и достопримечательностей, но летом на него часто организуют круизы. Сюда приезжают туристы из Германии, Англии, Японии, Австрии, Америки и других стран. Остров Надежды интересен не тронутой северной природой, величественными ледяными скалами, а также проживающими на нём белыми медведями и колониями птиц, за которыми можно наблюдать в среде их естественного обитания.

Российские города на Шпицбергене

Баренцбург — городок на Российской части Шпицбергена, второй на архипелаге по количеству жителей. Находится на острове Западный Шпицберген. Городок основан в 1920 году и назван в честь знаменитого мореплавателя Виллема Баренца. Население порядка Баренцбурга порядка 500 чел. Образующим производством Баренцбурга является добыча угля который отправляется морскими судами на материк. Так как Баренцбург находится на территории Норвегии, там имеется Генеральное консульство Российской Федерации. Вот так выглядел Баренцбург  в 1938 году.

Баренцбург в 1938 году

Сегодня Баренцбург небольшой, но вполне современный шахтерский городок со всеми структурами обеспечивающими достаточно комфортные условия для жителей в любое время года. Здесь современные многоэтажные здания, отель, дом культуры, школа, детский сад, магазины, ресторан, пивной бар, круглогодичный спортивный комплекс и прочие атрибуты современного города. Основной производственной зоной является угольная шахта, обогатительная фабрика, угольный склад и порт для отгрузки угля на морские суда-углевозы. Шахта Баренцбурга оборудована самым современным автоматизированным оборудованием, позволяющим добывать около 120 тыс. тонн угля в год.

Теплое лето

В связи с тем что угледобыча на Шпицбергене становится не рентабельной, но из-за важного стратегического положения Россия не желает отказываться от своей части Шпицбергена, то последние несколько лет в Баренцбурге начала развиваться сфера туризма. Для этого реставрирован отель и прочие структуры способные заинтересовать туристов их разных стран.

Пирамида — компактный современный российский поселок городского типа с полностью автономным обеспечением был построен в 50 годы. Жилая зона городка состоит из современных зданий с паровым отоплением, полностью электрифицирован, улицы выложены аэродромными ПАГами, хорошее уличное освещение. В городке есть все необходимые элементы: дом культуры, школа, магазины, ресторан, отель, детский сад и проч. Образующим городка была угольная шахта Пирамида, которая давала работу почти 2000 шахтеров.

Поселок на берегу

Пирамида была несбыточной мечтой советских шахтеров которые не боясь тяжелой и опасной работы под землей, могли заработать приличные, по тем временам, деньги. Труд шахтеров всегда основывался на выносливости и физическом здоровье человека. И только незначительные способы механизации облегчали добычу угля. А на шахтах Пирамида и Баренцбург впервые было организована по настоящему автоматизированная добыча каменного угля. А высокие заработки могли простым рабочим обеспечить достойные условия для своей семьи.

Фойе дворца культуры

Так случилось что после развала Союза уголь Шпицбергене стал не нужен России и в 1998 году шахту Пирамида закрыли, все население съехало на материк, кое кто остался в Баренцбурге, а поселок оказался брошенным. Сейчас в нем живет всего несколько человек для охраны. Все здания и сооружения сохраняются в нормальном виде. Шахта законсервирована.

Грумант или Грумантбюен — ещё один из шахтерских поселков на российской части Шпицбергена. Грумант расположен на берегу Исфьорда, между российским Баренцбургом и Норвежским Лонгиром. Градообразующим производством поселка Грумант был угольный рудник, который 1931 году Советская Россия выкупила у англо-русского акционерного общества «Грумант» вместе со всем Грумантским угольным месторождением, площадью 80 кв. километров. За полгода была усовершенствована организация угледобычи и в 1932 году добыча угля увеличилась до 20 тыс. тонн угля вместо 2 тыс. тонн в 1931году.

Шахтеры Шпицбергена

Перед Второй мировой войны на Груманте была налажена полная производственная и социальная инфраструктура. Шахта стала одной из самых передовых в угольной отрасли. Добыча угля буровзрывным способом была заменена на механизированную, с применением отечественного горношахтного оборудования, и в 1939 году было «выдано на гора» более 100 тыс. тонн угля. С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, а шахтеры эвакуирована на материк. За время войны Фашистская Германия уничтожила всю промышленность и поселок.

Разгромленная шахта

После войны угольной промышленность была восстановлена. За 1947-1948 год на шахте Грумант было построено 6 км. железной дороги, восстановлено более 4 километров горных выработок, построена электростанция и шахтерский поселок. Уже в 1948 году шахта «Грумант» начала выдавать уголь на гора. Однако в 1956 году была запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида». Там был построен современный угледобывающий комплекс и благоустроенный шахтерский городок. Так же развивалось и угольное месторождение в Баренцбурге. Добычу угля на грумантском месторождении в 1960-х годах было решено приостановить. Производство было брошено и со временем начало разрушаться. Остатки сортировочного цеха, потихоньку разваливающегося на отшибе, существуют и сейчас в плачевном состоянии. Сегодня от посёлка почти ни чего не осталось.

Ржавые баржи

Колсбей — бывший небольшой российский шахтерский поселок построенный после войны для работников угольного склад, сортировочной и порта отгрузки угля который добывали на шахте Грумант. Поселок имел несколько жилых домов, и необходимые производственные сооружения. Уголь туда бесперебойно круглый год доставлялся железнодорожным транспортом по узкоколейке. Работала и канатная дорога,остатки которой сохранились и сегодня.

Канатная дорога

После остановки шахты Грумант стал не нужен и был просто брошен. Со временем его просто разобрали на годные материалы, остатки этого поселка существуют и сейчас. В Колсбее сохранилось несколько домов. При чем существующие на Шпицбергене городки по возможности сохраняются в первозданном виде, здесь не кому грабить оставленные уехавшими людьми квартиры.

Поселок Колсбей

В большинстве здания и сооружения находятся в таком состоянии, что при необходимости их можно привести в порядок малыми затратами, запустить электростанции и возобновить производство. Так что от Заполярного Шпицбергена Россия не думает отказываться.

Шпицберген туристический
Достопримечательности Шпицбергена
Архипелаг Шпицберген, расположенный за полярным кругом уже сам достопримечательность, потому что Шпицберген как самая северная часть суши ближе всех расположен к северному полюсу. Именно со Шпицбергена отправлялись все экспедиции на северный...
Медведи на Шпицбергене
Животные Шпицбергена
Сухопутные животные Шпицбергена, приспособившиеся к жизни в арктической тундре и абсолютно непритязательные к пище довольно редкие и их мало. Морские животные Шпицбергена, это такие которые встречаются во многих регионах Арктики, они...
Дома на побережье Шпицбергена
Фото Шпицбергена
Фото Шпицбергена — архипелага расположенного между Атлантическим и Северным Ледовитым Океаном, которые вы увидите в этом альбоме, покажут вам всю красоту этого удивительного северного края, часть которого принадлежит России. Поселки на...
Баренцбург шахтерский город. Баренцбург на архипелаге Шпицберген
Баренцбург
Баренцбург — российский шахтерский поселок на норвежском архипелаге Шпицберген. Как такое может быть? Оказывается может. И если внимательно ознакомиться с историей этого поселка, то становится понятно, почему русские там оказались, и...
Комментариев нет...
Комментировать
Добавить комментарий