Много научных тайн и загадок Северного Ледовитого океана, волновавших лучшие умы прошлых поколений, осталось в наследство нашей эпохе.
Одна из них — колебания климата и влияние Арктики на погоду в умеренных широтах. Уже давно известно, что холодные воздушные массы из Арктики распространяются на юг.
Некоторые из этих вторжений со скоростью поезда докатываются до побережья Черного моря и резко ухудшают там погоду.
Пляжи Баренцева моря
Берега Баренцева моря
Штиль в Баренцевом море
Баренцево море зимой
В такие периоды можно по справедливости сказать, что в Северном Ледовитом океане находится «ключ от погоды» для значительной части нашей страны. Однако этот «ключ погоды» действует далеко не всегда. Бывают и такие периоды, когда Арктика переживает мощные вторжения более теплых воздушных масс из северной части Атлантического океана.
Метеорологи окружили Северный Ледовитый океан сетью метеорологических станций и ведут непрерывные наблюдения за изменениями погоды. Их задача — раскрыть причины, вследствие которых Арктика то становится «ключом погоды» для умеренных широт, то перестает им быть, научиться заранее предсказывать частоту и мощность арктических вторжений на материки.
Другая загадка Северного Ледовитого океана — распространение вод различного происхождения и изменения течений.
Работы наших ученых позволили уже узнать, где и какие воды залегают, какими путями они распространяются. А теперь надо узнать, с какой скоростью они движутся и как может меняться скорость течений в различные годы и сезоны.
Третья важнейшая задача — раскрытие законов изменения ледовых условий в арктических морях. Это очень важно для навигации во льдах. Наши ученые создали интересную отрасль науки — науку о ледовых прогнозах, позволяющую заранее рассчитывать ледовую обстановку в морях.
Какое это увлекательное дело — следить за льдами, за их перемещением, за ростом и таянием, за сплачиванием и разрежением. Научные работники ведут эти наблюдения в Арктике с борта транспортного судна, с опаской приближающегося ко льдам; со специального экспедиционного судна или ледокола, смело вторгающегося в царство льдов; с берега материка или далекого острова, затерянного в просторах моря. В последнее время они всё чаще поднимаются в воздух на самолете и за несколько часов осматривают огромные участки морей.
Наблюдения за поведением льдов ведутся и в тихих кабинетах, в которых на письменных столах лежат разноцветные карты с нарисованной на них ледовой обстановкой. Сведения о ней только что принес радиотелеграф, связывающий кабинет с полярной станцией, экспедицией, судном и самолетом. И вполне понятно чувство гордости за успехи нашей науки, когда ученые, рассчитав возможные изменения льдов, указывают время выхода судов на трассу и путь следования их в обход наиболее тяжелых скоплений льда.
Есть и другие научные задачи в области географии, геофизики и океанологии, над решением которых работают ученые. Сейчас становится очень актуальным освоение добычи полезных ископаемых в Северном регионе.
В последние годы многие страны обрели интерес к Заполярью. В основном это связано с тем что здесь разведаны огромные запасы нефти и газа. По предварительным данным в Арктике залегает порядка 100 млрд. тонн нефти и около 50 трлн. кубометров газа. Это послужило поводом к тому, что нефтедобывающие страны начали активно вести разведку новых и разработку открытых месторождений. В результате даже возник конфликт России с Норвегией о зонах владения. В 2010 г. Россия и Норвегия вынуждены были заключить договор о разделе границ в акватории Баренцева моря, но споры до сих пор не затихли.
В 2014 году «Газпром» уже начал добычу нефти на арктическом шельфе. За 2014 год добыто почти 300 тысяч тонн нефти, а вообще в срок до 2020 года планируется расширить добычу нефти до 6 млн. тонн в год. Вопрос добычи газа в Арктике пока остается открытым, но над ним работают ученые многих стран. Сейчас на территории Северного ледовитого Океана осуществляют деятельность несколько экспедиций. Некоторые из них не совсем похожи на научные. Чаще всего их задача создание условий для размещения военного контингента, способного повлиять на политическую обстановку в Арктике. Так американские подводные лодки все чаще появляются в районе северного полюса.
В ответ на эти притязания Россия тоже не стоит на месте. За последние пару лет в Арктике началось восстановление присутствия российских вооруженных сил. Для этого расконсервируются несколько старых и строятся новые базы. Так полностью реконструирована база на острове Котельный, где построен практически новый военный городок и аэродром, который не функционировал 27 лет, где будут нести круглосуточное дежурство самолеты ВВС России.
Начато восстановление российской военной базы на Новосибирских островах где будет обеспечено пребывание ВМФ России на постоянной основе.
Восстанавливается и реконструируется военная база и аэродром Рогачёво на Новой земле. Здесь будут размещены истребители МиГ-31 позволяющие надежно прикрыть воздушные северные границы Российской Федерации. Пересматривается использование бывшего ядерного полигона на юге архипелага.
И хотя Россия и впредь намерена восстанавливать военную инфраструктуру, развивать и укреплять свои позиции в Арктике, но готова учитывать и интересы других государств, так заявил в август 2014 года президент России Владимир Путин.
Баренцево море - ограниченное северным побережьем Европы и архипелагами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, является самым западным из всех морей омывающих берега России. Картинки и фото Баренцева моря, покажут вам...