Баренцево море

Баренцево море — омывает северное побережье Скандинавского и Кольского полуостровов, Норвегии и России. Является окраинным морем Северного Ледовитого океана.

С севера ограничено архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, с востока архипелагом Новая Земля. Граничит: на западе с Норвежским морем, на юге с Белым морем, на востоке с Карским морем.

Площадь Баренцева моря — 1424 тыс.кв.км. Средняя глубина — 220 метров.

Баренцево море: исследование, где находится, фото, видео
Баренцево море летом фото
Баренцево море летом
Пляжи Баренцева моря фото
Пляжи Баренцева моря
Берега Баренцева моря летом фото
Берега Баренцева моря
Штиль в Баренцевом море фото
Штиль в Баренцевом море

Северные моря издавна привлекали русских людей своими богатствами. Изобилие рыбы, морских животных и птиц, несмотря на ледяную воду, долгую и холодную зиму, делали этот край вполне пригодным для сытого проживания. А когда человек сыт, то и холод ему нипочем. Первым таким морем, которое пытались освоить русские люди было окраинное море на севере европейской части России, омывавшее Кольский полуостров.

Как называлось Баренцево море раньше

В давние времена Баренцево море имело несколько названий. Поморы первыми побывавшими в его водах называли его Ледовитым, потом Сиверским или Северным, иногда его называли Печорским, Русским, Московским, но чаще Мурманским, по старинному названию Поморского (Мурманского) края земли. Считают, что первые русские лодьи в водах баренцева моря плавали еще в XI в. Примерно в это же время сюда стали заплывать и лодки викингов. И тогда на севере Руси стали появляться торговые поселения, и начал развивался рыбный промысел.

Освоение русского севера

До обретения Россией полноценного флота, способного преодолевать просторы северных морей, самым северным российским городом был Архангельск. Основанный по указу царя Ивана Грозного в 1583-1584 гг около Михайло-Архангельского монастыря, небольшой город стал основным русским портом куда стали заходить иностранные морские суда. Там даже обосновалась английская колония.

Этот город, расположенный в устье Северной Двины впадающей в Белое море очень пригляделся Петру I, и со временем он стал Северными воротами Руси. Именно Архангельску выпала честь сыграть ведущую роль в создании русского торгового и военно-морского флота. Петр в 1693 г основал в городе Адмиралтейство, а на острове Соломбала заложил судостроительную верфь.

Уже в 1694 г. с этой верфи сошел на воду корабль «Св. Павел» — первое торговое судно Российского Северного Флота. «Святой Павел» имел на борту 24 пушки, которые Петр лично отливал на заводе в Олонце. Для оснастки первого корабля Петр собственноручно выточил такелажные блоки. Спуск на воду «Святого Павла» осуществлялся под непосредственным руководством Петра. «Святому Павлу» была выдана «проездная грамота» на право торговли за границей. Корабль «Святой Павел» стал первым из шести трёхпалубных торговых судов спущенных с государевой верфи с 1694 по 1701 годы. С тех пор Архангельск стал центром всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Именно отсюда начал осваиваться Русский Север.

Кто открыл Баренцево море

Первыми в водах Северного моря побывали поморы, которые на своих утлых суденышках на свой страх и риск выходили в открытое море за рыбой и морским зверем. Точно назвать открывателя этого моря конечно не возможно. Обнако, еще до Петровского времени существовали лоции устья Северной Двины, Белого Моря и прибрежной части Сиверского моря, которые передавались местными лоцманами по наследству. Но при Петре эти карты были уточнены и позволяли ходить довольно крупным кораблям без опаски сесть на мель или риф, которых в этих водах великое множество.

Эти места были очень привлекательными для мореходства из-за своей особенности, потому как море здесь не замерзало, благодаря течению Гольфстрим, теплые воды которого достигали этих северных берегов. Это давало возможность прохода кораблей на запад в воды Атлантики и далее на юг к берегам Америки, Африки, Индии. Но отсутствие морских кораблей, и короткое время навигации препятствовали освоению вод Северного моря. Лишь редкие суденышки отважных мореходов достигали берегов Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, отделявших Северное море от бескрайних просторов Северного Ледовитого Океана.

В честь кого названо Баренцево море

Начало освоения Баренцева моря свершалось в XVI-XVII веках, в эпоху Великих географических открытий. Изыскивая торговые пути, европейские мореплаватели пытались пройти на восток что бы обогнув Азию попасть в Китай, но далеко пройти не могли из-за того что большая часть была покрыта торосами льдов не тающих даже в течение короткого северного лета. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в поисках северных торговых маршрутов очень тщательно разведывал воды Северного моря.

Он открыл Оранские острова, Медвежий остров, исследовал Шпицберген. А в 1597 году его корабль надолго вмерз во льды. Баренц со своей командой оставили вмерзший во льдах корабль и на двух шлюпках стали пробиваться к берегу. И хотя экспедиция достигла берегов, сам Виллем Баренц погиб. С 1853 г это суровое Северное море стало называться в его честь Баренцевым, хотя до этого оно официально на картах значилось как Мурманское.

Русские исследователи Баренцева моря

Научное исследование Баренцева моря началось гораздо позже. 1821-1824 гг. было предпринято несколько экспедиций моря по изучению Баренцева моря. Их возглавлял будущий президент Петербургской Академии Наук, почетный член множества русских и иностранных научных учреждений, неутомимый мореплаватель, адмирал Федор Петрович Литке. На шестнадцати пушечном бриге «Новая Земля» он 4 раза ходил к берегам Новой Земли, исследовал и подробно описал ее.

Им были исследованы глубины фарватера и опасные отмели Белого и Баренцева морей, а так же географические определения островов. Его книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821-1824 годах» изданная в 1828 году принесла ему всемирную научную известность и признание. А полное тщательное исследование и гидрологическая характеристика Баренцева моря были составлены во время научной экспедиции в 1898-1901 гг. возглавляемой русским ученым гидрологом Николаем Михайловичем Книповичем.

Усилия этих экспедиций не пропали даром, в результате началось бурное освоение мореходства по северным морям. В 1910-1915 гг. была организована гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Целью экспедиции было освоение Северного морского пути позволившего бы русским кораблям кратчайшим путем проходить вдоль северного побережья Азии в Тихий Океан к восточным берегам Российской империи. Экспедиция в составе двух ледокольных пароходов — «Вайгач» и «Таймыр» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого прошла весь северный путь от Чукотки до Баренцева моря, с зимовкой у полуострова Таймыр.

Этой экспедицией были собраны данные о морских течениях и климате, о ледовой обстановке и магнитных явлениях этих краев. В разработке плана экспедиции принимали активное участие А. В. Колчак и Ф. А. Матисен. Кораблями были укомплектованы боевыми морскими офицерами и моряками. В результате экспедиции был открыт морской путь соединивший Европейскую часть России с Дальним Востоком.

История создания Северного флота России

Баренцево море сыграло огромную роль в создании российского северного флота. Первые российские боевые корабли появились в северных водах ещё в начале XVIII века. Годом образования Северного флота считается 15 марта 1733 года, когда по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен Архангельский военный порт, ставший военно-морской базой Российского Северного флота. Командиром военно-морской базы был назначен контр-адмирала Петр Бредаль, норвежец по происхождению, начавший службу ещё при Петре Первом. В Архангельской военно-морской базе была образована «Эскадра для диверсий», зоной действия которой были Белое море и побережье Кольского полуострова, Немногочисленные крейсера имевшиеся в составе эскадры крейсировали в открытом море, чтобы флот мог свободно плавать в акватории Северного моря. В зоне действия эскадры были построены дополнительные пункты базирования, установлены береговые навигационные знаки и сооружены береговые батареи. Появилась в Мурманске и судоверфь, на которой начали строить корабли.

Мурманская судоверфь

Архангельская эскадра просуществовала 132 года, до 17 марта 1862 года, когда посчитали что на севере отсутствует военная угроза интересам России. Основную часть кораблей перевели на Балтику, в Черном море и на Дальний Восток.

Возрождению Северного флота способствовала Первая Мировая война. Военный флот Османской империи ограничил действия Российского флота на Черном море, а корабли Кайзеровской Германии перекрыли выход из Финского залива на Балтике. И снова возникла потребность в северном флоте для совместных действий с российскими союзниками по Антанте, особенно с Великобританией. 30 января 1916 года указом Николая II был сформирован первый отряд кораблей для обороны Кольского залива, а в июле была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана. Базой флотилии был определен незамерзающий самый северный порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск. Для будущего порта выбрали очень удачное место на правом берегу Кольского залива.

Будущий Мурманск

За время Первой мировой войны Мурманск расстроился и получил статус города. Создание этого портового города дало возможность Российскому флоту получить выход в Баренцево море по незамерзающему заливу. Россия смогла получать от союзников военные грузы, несмотря на блокаду Балтийского и Чёрного морей.

Северный флот во время СССР

После революции 1917 года во время интервенции и Гражданской войны большая часть кораблей флотилии Северного Ледовитого океана были брошены и пришли в негодность. только в 1922 году правительство Советской России из сохранившихся кораблей, сформировало в Мурманске эскадру Морских сил Северного моря, которая просуществовала всего два года, и в 1922-м году была расформирована при сокращении советских вооруженных сил.

Однако в начале 1930-х годов возникла явная угроза со стороны Японии. Советскому Союзу необходим был сильный Тихоокеанский флот. Для его формирования было решено отправлять на Дальний Восток новые боевые корабли Северным Морским путем, с этой целью была воссоздана военно-морская база в Мурманске.

Первые подводные лодки

1 июня 1933 года, по циркуляру Главного штаба РККА была образована Северная военная флотилия. В состав флотилии вошли несколько кораблей, в том числе заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», построенные уже при советской власти сторожевики «Ураган» и «Смерч», а так же новые подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». Этот отряд под названием первой Экспедиции особого назначения был переправлен в Баренцево море по Неве, через Ладогу, Онегу и только что построенный Беломорско-Балтийский канал. Командующим флотилией был назначен флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Военно-морская база в Мурманске стала основным местом базирования боевых кораблей в Баренцевом море.

База подлодок в Полярном во время войны

Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг Северный флот сыграл огромную роль в победе СССР над фашистской Германией. Корабли и подлодки Северного флота действующие в Баренцевом море были единственной силой сумевшей в тяжелейших условиях обеспечить прохождение конвоев, доставлявших военные грузы и продовольствие для Советского Союза от союзников. Североморцы за время войны уничтожили более 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов и 1300 самолётов фашистской Германии. Они обеспечили проводку 76 союзных конвоев включавших 1463 транспортов и 1152 кораблей охранения.

За время войны Северный флот увеличился в несколько раз. Если 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, то к середине 1945-го – уже 255. Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. Уже после войны в честь 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам Серверный флот. 6 мая 1985 за оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны года Мурманску было присвоено почётное звание «Город-герой». Мурманск был награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая звезда». Так в Советское время выглядела военно-морская база в Полярном.

Полярный в Советское время

Баренцево море сегодня

И сегодня Северный флот ВМФ России базируется на базах расположенных в бухтах Баренцева моря. Основной из них является Североморск, расположенный в 25 км от Мурманска. Североморск возник на месте крошечного поселка Ваенга, в котором в 1917 году проживало всего 13 человек. Сейчас Североморск с населением около 50 тыс. человек, является главным оплотом северных рубежей России.

На Северном флоте несут службу самые лучшие корабли ВМФ России. Такие как авианесущий противолодочный крейсер «Адмирал Кузнецов»

Баренцево море основной регион базирования российского атомного подводного флота. Атомные подводные лодки способны по полгода находиться в автономном плавании, а при необходимости всплывать прямо на северном полюсе.

Так российские подводники со своего подводного крейсера обозревают северный полюс нашей планеты, до которого раньше экспедиции добирались долгие месяцы, а подводники могут там оказаться всего через несколько дней.

Акватория Баренцева моря послужила и развитию военного потенциала СССР. На Новой Земле был создан атомный полигон и в 1961 там прошли испытания сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы. Конечно, вся Новая Земля и прилегающая к ней территория сильно и на долгие годы пострадала, но Советский Союз на многие годы получил приоритет в атомном оружии, который сохраняется и сейчас.

Длительное время вся акватория Северного Ледовитого Океана контролировалась Советским Военно-Морским Флотом. Но после распада Союза большинство баз оказалось брошенными. В Арктику потянулись все кому не лень. А после открытия крупнейших месторождений нефти на Арктическом шельфе возник вопрос охраны Российских северных владений обладающих стратегическим сырьем. Поэтому с 2014 года Россия возобновляет свое военное присутствие в Арктике. Для этого сейчас размораживаются базы на Новой Земле, на острове Котельном входящем в состав Новосибирских островов, на земле Франца Иосифа и острове Врангеля. Строятся современные военные городки, восстанавливаются аэродромы.

Промысел в Баренцевом море

С незапамятных времен в Баренцевом море добывали много всевозможной рыбы. Она была почти основной пищей поморов. Да и на большую землю постоянно шли обозы с рыбой. Её и сейчас немало в этих северных водах, около 114 видов. Но в основном виды промысловой рыбы это треска, камбала, морской окунь, сельдь и пикша. Популяция остальных падает.

Это результат бесхозного отношения к рыбным запасам. Последнее время рыбы вылавливали больше чем её воспроизводилось. Мало того, отрицательно сказалось на восстановлении рыбной массы искусственное разведение в Баренцевом море дальневосточных крабов. Крабы стали размножаться настолько быстро, что появилась угроза нарушения природной биосистемы этого региона.

Но тем не менее в водах Баренцева моря до сих пор можно встретить как разнообразную рыбу, так и морских животных таких как тюлени, нерпы, киты, дельфины, а иногда и касатки.

В погоне за новыми месторождениями нефти и газа, нефтедобывающие страны усиленно стали стремиться на север. Так акватория Баренцева моря стала местом конфликта между Россией и Норвегией. И хотя в 2010 г. Норвегия и Россия заключили договор о разделе границ в Баренцевом море, споры до сих пор не утихают. В этом году российский «Газпром» начал промышленную добычу нефти на арктическом шельфе. За год будет добыто порядка 300 тысяч тонн нефти. К 2020 году планируется выйти на уровень добычи в 6 млн. тонн нефти в год.

Погашению этих споров может послужить возвращение в Арктику Вооруженных сил России. Российская Арктика это достояние нашего народа и оно должно быть в полной мере использовано на благо народа и хорошо защищено от любителей поживиться за чужой счет.

Туризм в Баренцевом море

Не смотря на то что Баренцево море это Заполярье, в последние годы этот регион становится все популярнее для туристов, особенно увлекающихся дайвингом, рыбалкой и охотой. Очень интересен такой экстремальный вид отдыха как подледный дайвинг. Красоты подледного мира могут удивить и бывалых пловцов. Например, размах клешней расплодившиеся в здешних водах камчатские крабы иногда превышает 2 метра. Но нужно иметь ввиду, что погружение под лед — занятие для опытных аквалангистов.

А охота на островах Баренцева моря на тюленя, нерпу или птиц которых здесь видимо не видимо, не оставят равнодушным любого видавшего виды охотника.

Любой дайвер, рыбак, охотник или просто турист, хоть раз побывавший на Баренцевом море, еще и еще будет стремиться попасть сюда что бы увидеть эти северные красоты которые забыть невозможно.

Штиль на Баренцевом
Фото Баренцева моря
Баренцево море - ограниченное северным побережьем Европы и архипелагами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, является самым западным из всех морей омывающих берега России. Картинки и фото Баренцева моря, покажут вам...
Северный Ледовитый
Тайны Северного Ледовитого океана
В такие периоды можно по справедливости сказать, что в Северном Ледовитом океане находится "ключ от погоды" для значительной части нашей страны. Однако этот «ключ погоды» действует далеко не всегда. Бывают и...
Комментариев нет...
Комментировать
Добавить комментарий