Русский тяжеловоз — относительно молодая порода лошадей, ее история начинается с конца 19 века, создана она на основе племенного материала, завезенного ранее в Россию из Европы.
Все началось с ввезенной универсальной породы лошадей из Бельгии, нетребовательной к особым условиям содержания, которая именовалась арденской, по названию места выведения — на границе Бельгии и Франции. Ее племенное использование шло в нескольких коневодческих центрах Российской империи.
В начале 20 века в России было уже достаточно племенного материала для скрещивания с местными упряжными лошадьми и самостоятельного разведения своих тяжеловозов.
Сильный удар по конезаводам нанесла первая мировая война и последующая за ней революция, после которой племенное разведение пошло на спад, тогда количество пригодного поголовья сократилось в разы. Однако после завершения гражданской войны правительство сосредоточило в своих руках все сохранившееся лошадиное поголовье, включая и русских арденов, как их теперь стали называть, и восстановило селекционную работу по отбору в племя.
Период индустриализации в стране подстегнул эти мероприятия, которые быстро дали хороший результат — тяжеловозы стали более выносливыми и приспособленными к длительному тяжкому труду. Хотя рост взрослой лошади довольно невысок — около 150 см, но благодаря крепкой конституции они очень грузоподъемные. До середины пятидесятых 20 века породу называли — русский арден, но советские ученые заявили о создании новой породы — русский тяжеловоз, и с тех пор она вполне успешно существует и используется в народном хозяйстве.
Современный русский тяжеловоз представляет собою породу тяжелоупряжных лошадей, крепко сбитых, умеренно высоких, выносливых, высоко грузоподъемных и неприхотливых в содержании. Лошади обладают энергичным темпераментом, весьма дружелюбны, выносливы и достаточно плодовиты. Голова представителей этой породы пропорциональная и широколобая с живыми, подвижными глазами. Общий облик весьма гармоничен, а широкие грудь, спина и круп придают ему очарование богатырской стати и силы. Обхват груди сродни богатырскому коню — 207 см, обхват пясти тоже говорит о геркулесовой силе — 23 см, рост взрослых жеребцов доходит до 153 см, а живая масса может достигать 600 кг и больше. Окрас не отличается особым разнообразием — встречаются представители рыжей и рыжей с оттенками масти, реже встречаются гнедые лошади.
Еще одним полезным качеством русских тяжеловозов можно назвать их скороспелость, жеребята успевают набирать по 2 кило веса за сутки, и уже к трем годам они имеют массу взрослой особи. Жеребцов рано пускают в племя и часто используют как улучшителей, а кобылы отличаются высокомолочными качествами и способны к воспроизводству даже в 25 летнем возрасте. Тяжеловозы неприхотливы в выборе корма, стойко переносят невзгоды, обладают крепким здоровьем и весьма долговечны. Их плодовитость остается на высоком уровне, что позволяет иметь многочисленное поголовье.
Хорошим достижением считается плодовитость кобыл — за детородный период до 80 жеребят, а в отдельных случаях и до 90. Кумыс, производимый на фермах, от этих лошадей обладает непревзойденными качествами, а его ежедневная выработка во время лактации доходит до невероятных объемов. Смотрите интересные факты о лошадях.
Вся племенная работа сейчас в РФ координируется Институтом коневодства, чьи усилия позволили распространить породу по всей стране. Для улучшения племенных качеств в разное время большую ценность имели производители — кобылы Булка и Галушка, Ложка и Речка и некоторые другие, среди жеребцов можно выделить Караула, Ларчика и Лазутчика.
Своими непревзойденными качествами тяжелоупряжной лошади, русский тяжеловоз снискал себе заслуженную славу в нашей стране и за рубежом, он стал предметом нашей национальной гордости.