Вся история Америки, так или иначе связана с проживавшими на территории нынешней Канады и Аляски коренными народами Северной Америки.
В результате многочисленных изысканий археологов известно, что первые люди на Американском континенте появились примерно около 25-29 тыс. лет назад.
Ученые антропологи, проводившие исследования в данной области, считают что первые народы Севера были люди монголоидного типа, выходцы из Азии.
Унанган
Семья Инуитов
О родстве чукчей, алеутов и эскимосов
Народы Севера Америки
Кто такие коренные народы Северной Америки
Принадлежность коренных народов Северной Америки к монголоидной расе подтверждается особенностью определенных групп крови, строением скелетов, формой зубов и генетическими особенностями, благодаря которым люди этого типа мужчины к старости не лысеют, а женщины не седеют.
Предки коренных народов Северной Америки люди были сильными и выносливыми. В этих суровых краях они смогли создать себе условия, при которых они смогли не только выживать, но и множиться, со временем заселив практически весь континент. Они строили жилища, изготавливали одежду, создавали орудия для охоты и труда, охотились на зверей, птиц и морских животных, выращивали съедобные растения.
С веками, в силу специфики условий, где обитали отдельные племена; выделились три основные крупные группы коренных народов Северной Америки: эскимосы, занявшие северные районы, алеуты, обитавшие на побережье и островах и индейцы, заселившие центральные районы Северной Америки. В свою очередь, по мере роста численности, эти группы разделились на отдельные племена, многие из которых сохранились до наших дней. У них сформировались свои языки, обычаи и традиции. В этом кратком обзоре мы попробуем освятить основные особенности и обычаи коренных народов Северной Америки.
Племена коренных народов Северной Америки
Эскимосы — наиболее многочисленная группа коренных народов Северной Америки. Эскимосы проживают в американской Арктике от Гренландии до Берингова пролива. Эскимосы имеют своеобразную внешность: небольшой рост, желтая кожа, узкие глаза, черные жесткие прямые волосы. Живущие в разных регионах эскимосы разговаривают на нескольких языках, принятых в общении коренных народов Северной Америки, это: юпик, инупиак и инуктикут. Основным промыслом эскимосов долгие годы была охота на китов, моржей, тюленей. На своих маленьких суденышках каяках и умиаках, используя обычный гарпун, отважные эскимосские охотники выходили в открытое море, забивали этих огромных животных и буксировали их к берегу, где потом всем племенем разделывали тушу кита и запасали его мясо и жир на всю долгую арктическую зиму. Охота на морского зверя и сегодня один из основных промыслов эскимосов. Живущие в дали от побережья эскимосы в основном занимались охотой, а позднее разведением оленей. Сегодня жизнь эскимосов практически не отличается он жизни других народов Северной Америки, они живут в современных домах и пользуются достижениями науки и техники.
Традиционное жилище эскимосов яранга, это сооружение из жердей обтянутое шкурами или обложенное корой.
На зиму эскимосы строили более утепленные жилища, так называемые иглу — куполообразные постройки, обязательно из шкур, но снаружи утепленные снежными или ледяными блоками.
Одежда эскимосов, как и других коренных народов Северной Америки, приспособленная к холодному климату севера. Летняя одежда их одного слоя меха, зимняя из двух слоев, внутренний слой мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Обычный наряд это короткая кухлянка из шкуры оленя с капюшоном.
Помимо охоты эскимосы в основном сейчас занимаются оленеводством.
У эскимосов распространено редкое ремесло — резьба из моржового клыка. Их удивительные поделки и всевозможные скульптурки людей и животных известны во всем мире. Фигурки, изображающие эскимосских духов, эскимосы носят как талисманы.
Алеуты — это островной народ, проживающий на островах Алеутского архипелага. Практически это исчезающая нация коренных народов Северной Америки. Сейчас их существует не многим более 4 тысяч человек. Хотя в середине XVIII века их численность была около 15 тыс.
У островов Алеутского архипелага море практически не замерзает, и поэтому для алеутов долгие годы не было особых проблем добывать себе пропитание. Они охотились на тюленей, морских котиков, морских выдр, дельфинов, уток, гусей. В устьях небольших рек, ловили лососевую рыбу, палтус, треску. В этих местах изобилие рыбы и птицы.
Объединяясь группами по 15-20 человек, иногда выходили на охоту на китов. Благодаря изобретенным ими небольшим суденышкам каякам, сделанным в виде деревянного каркаса, скрепленного китовым усом и обтянутого кожей морских львов, они смело выходили в море даже при сильной волне. На кита охотились с помощью гарпуна, наконечник которого смазывали ядом аконитом. После удачного броска, через пару дней мертвого кита волны выбрасывали на берег. И алеуты приступали к его разделке, заготавливая впрок мясо и жир. Они так же пользовались луком и стрелами, а позднее и ружьями.
Кожаная лодка-каяк, это настоящее искусство инженерной мысли алеутов. Форштевень, раздвоенный по вертикали, при скольжении по воде, рассекает; боковую волну, предохраняя каяк от повреждений, а килевая планка дает возможность корпусу каяка изгибаться на волнах. Такие лодки, изобретенные алеутами, коренным народом Северной Америки, используются и в наше время. Гребец, сидя в каяке, надевает широкий пояс, верхний край которого затягивается на груди, а другой — поверх люка каяка и вода не может попасть внутрь, даже если лодка перевернется. При любой сильной волне она не потонет и её легко повернуть в первоначальное положение.
Традиционное жилище алеутов — улягам. Это большая полуземлянка; сооруженная на сухом высоком месте в устье реки. Обычно такое жилище вмещало от 10 до 40 семей. Вдоль стен в таком помещении сооружались нары, которые разделялись перегородками или занавесками на секции для каждой отдельной семьи. Посредине устанавливалась печь. Освещение осуществлялось жировыми лампами. В жилище спускались по бревну с зарубками.
Традиционная одежда алеутов, как и большинства коренных народов Северной Америки, изготавливалась из меха и шкур. Повседневная одежда это так называемая парка — длинная глухая, без разрезов рубаха. Она изготавливалась из меха морских котиков или каланов. Верхняя одежда — камлейка делалась непромокаемой с капюшоном, обычно для этого использовали кишки морских животных. Все носили штаны из нерпичьей кожи. И парки и камлейки всегда украшали вышивками и бахромой. Между мужской и женской одеждой разницы практически не было. Только женская одежда была более украшена. В качестве обуви использовали торбаса, мягкие сапоги, сделанные из кожи морских животных. После того как русские мореходы начали осваивать эти места, алеуты в повседневной жизни стали носить русскую одежду.
И хотя в нынешнее время алеутов осталось на земле так мало, они ревностно берегут свои старинные обычаи и соблюдают старинные традиции своих предков.
Атабаски — группа индейских племен так же являются коренными народами Северной Америки. Атабаски народ распространенный по всей Северной Америке, их общая численность порядка 46о тыс. человек. Племена, относящие себя к атабаскам, жили на территориях Аляски и Канады по крайней мере последние 4-5 тысяч лет.
Племен народа атабаски живущих в субарктической зоне более полутора десятков. Это: чипевайян, тацанотины, этчереотины, догриб, каучадины, тцатины, атена, карриер, чилкотин, хан, ингалик, коюкон, танана, кучины и сарси. Однако эти племена сегодня не так уж многочисленны, их численность всего несколько сотен в каждом племени. Наиболее сохранившиеся это Кучины и Сарси.
Кучины — самоназвание Gwich’in, гвичин — «люди земли», французское название loucheux что значит «косоглазые») — атабаскский народ проживающий на северо-востоке Аляски и северо-западе Канады.
Общая численность кучинов около 9 тыс.чел. проживают в 17 общинах. При чем на своем родном языке говорят далеко не все. Около 900 человек ещё говорят на гвичинском языке атабаскской семьи, остальные говорят только на английском языке. Письменность у кучинов на латинской основе.
Сарси — еще одна народность индейцев Атабаски проживающих в провинции Альберта в Канаде. Самоназвание — тсу т’ина — «люди земли», официальное английское название Tsuu T’ina Nation, хотя из-за постоянных межплеменных конфликтов за земли, сами индейцы их назвали Сарси, что на языке блэкфут означает «тупые, упрямые». Живут сарси в индейской резервации Нации Тсу т’ина, которая на востоке граничит с городом Калгари. Площадь резервации составляет 283,18 кв. км. Численность сарси по последней переписи по официальным данным 1819 человек, из которых на территории своей резервации живет 1398 человек.
Сарси вполне оправдывают свое название «упрямые» или «тупые», и это они ещё раз подтвердили совсем недавно. Администрация Калгари в 2009 году для удобства города хотела построить отвод кольцевой дороги через земли когда-то находившейся в городской черте, но затем переданой племени сарси. Но не сморя на то что новая дорога создавала дополнительные удобства, сарси категорически этом воспротивились и провели референдум, по итогам которого строительство дороги было отменено.
Коюконы — когда то крупнейшее племя из атабасков проживающее на Аляске между реками Коюкук и Юкон и других реках внутренних районов. Многие годы племя коюкон жило в относительной изоляции, потому как в местах их проживания было достаточно дичи и леса, что бы жить сыто и в тепле.
Изоляция народа коюкон сохранялась до 1898 года, когда наступило время «золотой лихорадки» и европейцы прибыли на Юкон в поисках золота. Старатели вооруженные огнестрельным оружием согнали коюконов с обжитых мест и жизнь племени уходшилась. Мало того, европейцы принесли с собой оспу, и возникшая эпидения вызвала высокую смертность коренных народов Северной Америки, в том числе и коюконов. Кроме того и другие инфекционные заболевания резко сократили население индейцев, у которых не было иммунитета к этим болезням. Сегодня численность коюконов немногим более 2 тыс.чел. очень не многие сохранили коюконский язык, в основном все говорят английском языке.
Танана — индейцы атабаскской группы, коренной народ Аляски, проживающий в регионе вдоль реки Танана. Танана один из самых изолированных и закрытых коренных народов Северной Америки. Танана считаются народом, который последний из американских индейцев установил прочные контакты с европейцами, хотя среди индейских племен танана были самыми известными и превосходными торговцами. Особенностью племени танана являлось то что у них существовал обычай скрывать лицо девушек от мужчин и даже от солнца. На сегодня численность индейцев племени Танана составляет порядка 900 человек.
Около 300 индейцев танана проживают в поселении в центральной части Внутренней Аляски у слияния рек Юкон и Танана которое так и называется Танана. Поселок Танана построен на месте бывшего форта Гиббон, который после «золотой лихорадки» был заброшен золотоискателями. Площадь всей резервации Танана составляет 40,3 кв. км, из которых около 25% это водные пространства. В 1961 году Танана получил статус города.
В Танано есть аэропорт. Ещё в 1949 году в Танано была построена больница, в которой в 1960-1970-х годах лечили все население окрестных поселков. В больнице работали 54 человека. Но в 1982 году больницу закрыли и теперь в этом здании оздоровительная лечебница, консультационный центр, офис племени и место проживания старейшин. Вот так выглядит поселок с самолета.
Со времени заселения Америки европейцами численность коренных народов Северной Америки уменьшилось в десятки раз. Большинство из них проживают в отдельных закрепленных за племенами регионах. И хотя считают что на Аляске нет резерваций, места их поселений по сути являются почти изолированными от внешнего мира. Но цивилизация все равно коренным образом изменила их образ жизни. Вот так выглядит поселок Танана, образец обычных поселений северных индейцев.
Обычаи коренных народов Северной Америки
У коренных народов Северной Америки не принято накопление лишних вещей и имущества, потому как таскать за собой барахло по тундре затруднительно. И эскимосы и алеуты и индейцы вполне освоились с современной культурой, но и от своих прежних ценностей не отказываются. Даже молодежь, которая учится в университетах, может запросто присутствовать на сеансах шамана. Одна из девочонок-атабасков рассказывала, что её запросто можно застать в доме разделывающей шкуру оленя в то время как её бой-френд играется со своим i-pod’ом.
Не смотря на это индейцы до сих пор соблюдают традиционные духовные ценности, такие как: уважения ко всем живым существам и обычай делиться добычей с другими. Они как и прежде выделывают одежду из шкур животных, конечно не для постоянной носки, а для национальных церемоний и на продажу. Сделанные индейцами мокассины, чехлы для оружия, женские туники отлично выделанные и декорированные бисером пользуются неприменным спросом у туристов. Мужчины кроме охоты и рыбалки вполне освоили професии гидов по Северу, ведь северный туризм из года в год становится популярнее.
Особенности праздников Севера Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных...
Медвежий праздник
Медвежий праздник, на языке манси "яны пике" что значит большие пляски, или "чхыф леранд" — медвежья игра, один из старинных культовых праздников народов Севера. Медвежий праздник это своеобразный комплекс обрядов, связанных...
Фото Народов Севера
Фото представителей народов Севера и Дальнего Востока. Все фото взяты из открытых источников или представлены пользователями сайта. Выложены на сайте исключительно с ознакомительной целью.
4 комментария...
fillipok
Алеуты есть и в России. На Командорских островах их живет где то человек пятьсот. Конечно они уже обрусели, но традиции свои помнят.
Nord
Эскимосы оленеводством не занимаются. На фото оленеводы-ненцы Ямала, а не эскимосы.Совет: проверяйте информацию и фотографии прежде, чем публиковать.
Прохожий
Спасибо автору за интересную статью.
Но зато теперь знаю из статьи, что Эскимосы — наиболее многочисленная группа коренных народов Северной Америки. Эскимосы проживают в американской Арктике от Гренландии до Берингова пролива. А так же что Принадлежность коренных народов Северной Америки к монголоидной расе подтверждается особенностью определенных групп крови, строением скелетов, формой зубов и генетическими особенностями, благодаря которым люди этого типа мужчины к старости не лысеют, а женщины не седеют. Из другой статьи узнал что Эвенки, или тунгусы (самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название – тунгусы от якут. тоҥ уус) – коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.Опираясь на археологические материалы, В.П. Алексеев в некотором смысле возвращается к старой точке зрения С.М. Широкогорова о южной прародине тунгусских народов. По его мнению, предки тунгусов были земледельцами, однако в связи с ростом населения они вынуждены были осваивать северные территории и переходить к охотничьему промыслу.Происхождение эвенков связано с Байкальским регионом, откуда они, по-видимому, в начале второго тысячелетия нашей эры расселились по обширному региону. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные – до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные – на Охотском побережье и в Приамурье, южные – в Китае и Монголии.Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при слабой пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа. Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную.
Широта расселения, межэтнические контакты, исходный многокомпонентный состав эвенков позволяют говорить об отсутствии у них этнического единства. Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал–Лена. Культурные различия между эвенками этих территорий существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки, антропологических черт (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.До 1931 года эвенки вместе с эвенами были известны как тунгусы. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования: орочон («оленные» в Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), килен (от Лены до Сахалина), солон («верхние по течению», часть амурских эвенков), хамниган (монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов), кроме того – бирары, самагиры, манегиры, мурчены.
В этнокультурном плане эвенки не едины. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе различий лежит хозяйственная деятельность различных территориальных групп эвенков – оленеводов, охотников и рыболовов. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура.
Опираясь на новые археологические данные, он пришел к выводу, что зарождение тунгусского этноса произошло еще в конце 3 – 2 тысячелетиях до н.э. на территории Дунбэя (Маньчжурия) и Среднего Амура. По его мнению, именно в это время из низовьев Амура двинулись вверх некие неолитические племена, вытеснив часть коренных обитателей среднего Амура на север, в таежную зону, где и произошло окончательное оформление культуры северных тунгусов (эвенков).
Ещё к этому нужно отнести народ Айну, Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга, Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи. Они старше египтян и шумеров и все еще живут в Японии, на нашем Дальнем Востоке, Чукотке и Аляске, Но их существование отрицается уже несколько веков.
Прохожий
Нахожу описанную многими историками этнографами связь Айну и Американских индейцев близкую к истине, происхождения этих народов.
Алеуты есть и в России. На Командорских островах их живет где то человек пятьсот. Конечно они уже обрусели, но традиции свои помнят.
Эскимосы оленеводством не занимаются. На фото оленеводы-ненцы Ямала, а не эскимосы.Совет: проверяйте информацию и фотографии прежде, чем публиковать.
Спасибо автору за интересную статью.
Но зато теперь знаю из статьи, что Эскимосы — наиболее многочисленная группа коренных народов Северной Америки. Эскимосы проживают в американской Арктике от Гренландии до Берингова пролива. А так же что Принадлежность коренных народов Северной Америки к монголоидной расе подтверждается особенностью определенных групп крови, строением скелетов, формой зубов и генетическими особенностями, благодаря которым люди этого типа мужчины к старости не лысеют, а женщины не седеют.
Из другой статьи узнал что Эвенки, или тунгусы (самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название – тунгусы от якут. тоҥ уус) – коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.Опираясь на археологические материалы, В.П. Алексеев в некотором смысле возвращается к старой точке зрения С.М. Широкогорова о южной прародине тунгусских народов. По его мнению, предки тунгусов были земледельцами, однако в связи с ростом населения они вынуждены были осваивать северные территории и переходить к охотничьему промыслу.Происхождение эвенков связано с Байкальским регионом, откуда они, по-видимому, в начале второго тысячелетия нашей эры расселились по обширному региону. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные – до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные – на Охотском побережье и в Приамурье, южные – в Китае и Монголии.Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при слабой пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа. Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную.
Широта расселения, межэтнические контакты, исходный многокомпонентный состав эвенков позволяют говорить об отсутствии у них этнического единства. Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал–Лена. Культурные различия между эвенками этих территорий существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки, антропологических черт (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.До 1931 года эвенки вместе с эвенами были известны как тунгусы. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования: орочон («оленные» в Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), килен (от Лены до Сахалина), солон («верхние по течению», часть амурских эвенков), хамниган (монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов), кроме того – бирары, самагиры, манегиры, мурчены.
В этнокультурном плане эвенки не едины. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе различий лежит хозяйственная деятельность различных территориальных групп эвенков – оленеводов, охотников и рыболовов. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура.
Опираясь на новые археологические данные, он пришел к выводу, что зарождение тунгусского этноса произошло еще в конце 3 – 2 тысячелетиях до н.э. на территории Дунбэя (Маньчжурия) и Среднего Амура. По его мнению, именно в это время из низовьев Амура двинулись вверх некие неолитические племена, вытеснив часть коренных обитателей среднего Амура на север, в таежную зону, где и произошло окончательное оформление культуры северных тунгусов (эвенков).
Ещё к этому нужно отнести народ Айну, Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга, Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи. Они старше египтян и шумеров и все еще живут в Японии, на нашем Дальнем Востоке, Чукотке и Аляске, Но их существование отрицается уже несколько веков.
Нахожу описанную многими историками этнографами связь Айну и Американских индейцев близкую к истине, происхождения этих народов.