Слово шерпа в Непале означает — человек с востока. Сами себя же они называют — шаркхомбо.
Восток в данном случае это восточный Тибет, откуда некогда пришли шерпы, чтобы расселиться в Гималаях у подножий гор-восьмитысячников — Эвереста, Лхоцзе, Чо-Ойю и Макалу.
Так что непальские шерпы это в сущности тибетцы, к тому же их объединяют общие «высокогорные» гены, но их язык, существенно отличается от других тибетских языков.
Главный шерпа
Шерпы на маршруте
Лакпа Рита
Работа шерпы
Исторический уклад
Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные — они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, як ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.
Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.
Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.
Многовековой уклад жизни подготовил шерп — выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.
Наше время
Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.
Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.
Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.
По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.
Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.
Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.
Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.
И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.
Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.
Самые известные шерпы
Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.
Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.
Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.
Профессия горного гида сопряжена с постоянной опасностью для жизни и поэтому многие известные шерпы преждевременно ушли в мир иной. Одним из таких был Бабу Чири, который в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции. Бабу Чири Шерпа легендарный непальский горный гид из народа шерпа. После него осталась школа, которую Бабу построил в родной деревне. В 2005-м в Катманду был открыт музей, поставлен памятник и выпущена памятная почтовая марка.
Но как бы не была опасна работа которой занимаются шерпы, Обслуживание альпинистов идущих на восхождение на горные пики Гималаев, это единственный способ более-менее приличного заработка, позволяющего прокормить семью. Некоторые, немного собрав денег, открывают небольшие гостиницы, в которых останавливаются идущие на восхождение. Остальные по прежнему работают носильщиками или гидами, они несут в горы поклажу альпинистов и сопровождают их во время восхождения.
«Пемба Дорджи Шерпа (Pemba Dorjee Sherpa), Пурба Тенджинг Шерпа (Phurba Tenjing Sherpa), Пурба Тили Шерпа (Phurba Thiley Sherpa) и Дава Дики Шерпа (Dawa Diki Sherpa) из долины Ролвалинг стояли на вершине...
Ками Рита Шерпа поднялся на Эверест 22-а раза
Таким образом, 48-летний непалец, стаявший на Эвересте в 8:30 утра по местному времени, стал рекордсменом мира по количеству успешных восхождений на вершину мира! Прошлый рекорд - 21 успешное восхождение держался с...
Пемба Дордже — самое быстрое восхождение на Эверест
Это рекорд и был официально зарегистрирован Министерством туризма Непала. Но в следующем 2004 году Пемба Дордже побил этот рекорд, взойдя на вершину за 8 часов и 10 минут. Обычно подъем от...
Мингма Дорчи прошел траверс Эверест-Лхоцзе за 6 часов
Этот путь осилили лишь десятки альпинистов из 9000 человек, поднявшихся на вершину Эвереста и лишь единицы из них прошли этот маршрут в скоростном восхождении! Мировой рекорд в этом скоростном восхождении, принадлежал...
4 комментария...
Макар
Легенды Эвереста — шерпы поднявшиеся на Эверест 21 раз… Апа Шерпа и Пхурба Таши.
krapiva
Народ шерпов живет в восточной части Непала, как раз близ самой высокой горы мира, Эвереста, а также в Индии. Этот немногочисленный народ известен по большей части тем, что они принимали участие в просто огромном количестве восхождений на горы Гималаев. Одним из первых покорителей Эвереста был знаменитый шерп Тенцинг Норгей. Вообще же данный народ ценят за их выносливость и опыт восхождений на большие высоты. Зачастую шерпы работают проводниками или носильщиками в альпинистских экспедициях. Но среди них есть и известные альпинисты. Пемба Дордже родился в 1982 году в непальской деревне Чангба. Этому шерпу-альпинисту принадлежит рекорд самого быстрого восхождения на Эверест. Первый раз он установил его 23 мая 2003 года. 22 мая он вышел из базового лагеря, который находился у ледника Кхумбу. В общей сложности Дордже затратил всего лишь около 21 часа на подъем и последующий за ним спуск. До вершины Эвереста шерп добрался за 12 часов и 46 минут. Однако вскорости он был побит соотечественником Дордже, Лхаклой Гелу. Он потратил на покорение высочайшей вершины миры на два часа меньше, чем Дордже. Но это достижение продержалось недолго, и было опять же побито Пембой. Спустя год после своего первого рекорда он потратил на восхождение на Эверест ещё на два часа меньше, чем Лхаклой Гелу. Столь скоростному прохождению способствовали несколько факторов. Во-первых, дорога до вершины была в снегу проторена другими альпинистами. Во-вторых, в тот день стояла хорошая погода, что является немаловажным обстоятельством. Некоторые люди поставили под сомнение наличие нового рекорда, но благодаря проведенному Министерством туризма Непала расследованию восхождение Дордже было признано официальным рекордом. Ещё одним весьма необычным рекордом этого альпиниста-шерпа стала самая высотная в мире свадьба. Его невеста, непальская альпинистка Мони Мулепати, вместе с Пембой Дордже совершила подъем на самую высокую гору мира в мае 2005 года. На вершине мира они обменялись кольцами и таким образом провели первую в мире свадьбу на самой высокой точке Земли. Также Мони Мулепати стала первым альпинистом из Непала и при этом не шерпом по национальности, кто покорил Эверест. На данный момент супруги проживают в США и воспитывают двух дочерей. Они вместе управляют сувенирным магазином, а также туристическим агентством. Сам Пемба Дордже принимает активное участие в общественной деятельности. Он выбивал финансирование расширения инфраструктуры в различных отдаленных деревнях в Непале. По его инициативе строятся школы и больницы.
Егор
В горах вообще ничего не просто. Уже больше ста лет мужчины из непальских племен работают в экспедициях по восхождению на высочайшие вершины Гималаев, в том числе и на самую высокую гору в мире — Эверест. Они за небольшую плату берут на себя доставку снаряжения и всего имущества на базовые и промежуточные лагеря восходителей. Тогда как сами восходители идут налегке, шерпы-носильшики несут на себе от 25 до 50 килограммов. У них нет ни какого снаряжения, одеты они в обычные шорты и рубахи из прочного материала. На ноги обычно обувают простые кроссовки, часто даже без носков, набивая их свежей травой.
Мика
Обслуживание людей желающих совершить восхождение на Эверест, для большинства шерпов единственный заработок. Это далеко не легкий труд тащить на себе тяжелую поклажу в которую входит снаряжение и питание. Шерпа-носильщик несет на себе по горной тропе столько, сколько европеец не возьмется нести и по асфальту. Они начали участвовать в восхождениях с самого открытия Эвереста и первых попыток на него забраться.
Легенды Эвереста — шерпы поднявшиеся на Эверест 21 раз… Апа Шерпа и Пхурба Таши.
Народ шерпов живет в восточной части Непала, как раз близ самой высокой горы мира, Эвереста, а также в Индии. Этот немногочисленный народ известен по большей части тем, что они принимали участие в просто огромном количестве восхождений на горы Гималаев. Одним из первых покорителей Эвереста был знаменитый шерп Тенцинг Норгей. Вообще же данный народ ценят за их выносливость и опыт восхождений на большие высоты. Зачастую шерпы работают проводниками или носильщиками в альпинистских экспедициях. Но среди них есть и известные альпинисты. Пемба Дордже родился в 1982 году в непальской деревне Чангба. Этому шерпу-альпинисту принадлежит рекорд самого быстрого восхождения на Эверест. Первый раз он установил его 23 мая 2003 года. 22 мая он вышел из базового лагеря, который находился у ледника Кхумбу. В общей сложности Дордже затратил всего лишь около 21 часа на подъем и последующий за ним спуск. До вершины Эвереста шерп добрался за 12 часов и 46 минут. Однако вскорости он был побит соотечественником Дордже, Лхаклой Гелу. Он потратил на покорение высочайшей вершины миры на два часа меньше, чем Дордже. Но это достижение продержалось недолго, и было опять же побито Пембой. Спустя год после своего первого рекорда он потратил на восхождение на Эверест ещё на два часа меньше, чем Лхаклой Гелу. Столь скоростному прохождению способствовали несколько факторов. Во-первых, дорога до вершины была в снегу проторена другими альпинистами. Во-вторых, в тот день стояла хорошая погода, что является немаловажным обстоятельством. Некоторые люди поставили под сомнение наличие нового рекорда, но благодаря проведенному Министерством туризма Непала расследованию восхождение Дордже было признано официальным рекордом. Ещё одним весьма необычным рекордом этого альпиниста-шерпа стала самая высотная в мире свадьба. Его невеста, непальская альпинистка Мони Мулепати, вместе с Пембой Дордже совершила подъем на самую высокую гору мира в мае 2005 года. На вершине мира они обменялись кольцами и таким образом провели первую в мире свадьбу на самой высокой точке Земли. Также Мони Мулепати стала первым альпинистом из Непала и при этом не шерпом по национальности, кто покорил Эверест. На данный момент супруги проживают в США и воспитывают двух дочерей. Они вместе управляют сувенирным магазином, а также туристическим агентством. Сам Пемба Дордже принимает активное участие в общественной деятельности. Он выбивал финансирование расширения инфраструктуры в различных отдаленных деревнях в Непале. По его инициативе строятся школы и больницы.
В горах вообще ничего не просто. Уже больше ста лет мужчины из непальских племен работают в экспедициях по восхождению на высочайшие вершины Гималаев, в том числе и на самую высокую гору в мире — Эверест. Они за небольшую плату берут на себя доставку снаряжения и всего имущества на базовые и промежуточные лагеря восходителей. Тогда как сами восходители идут налегке, шерпы-носильшики несут на себе от 25 до 50 килограммов. У них нет ни какого снаряжения, одеты они в обычные шорты и рубахи из прочного материала. На ноги обычно обувают простые кроссовки, часто даже без носков, набивая их свежей травой.
Обслуживание людей желающих совершить восхождение на Эверест, для большинства шерпов единственный заработок. Это далеко не легкий труд тащить на себе тяжелую поклажу в которую входит снаряжение и питание. Шерпа-носильщик несет на себе по горной тропе столько, сколько европеец не возьмется нести и по асфальту. Они начали участвовать в восхождениях с самого открытия Эвереста и первых попыток на него забраться.