Недавно узнал дальнейшую историю моего первого судна, теплохода Худат. Мне пришлось немного на нем походить по Каспию.
В то время это был один из самых современных небольших теплоходов.
Благодаря своим отличным ходовым качествам этот теплоход прекрасно себя вел на реках Урал и Волга и далеко не спокойном Каспийском море.
Среди прочего он обслуживал регулярную пассажирскую линию Астрахань — Гурьев.
Место капитана
Машинное отделение
Рулевая рубка
Миус на Черном море
Мне надо было добраться из Шевченко в Гурьев, а оказии не было. В это время там находился Худат. Старший механик внезапно заболел и когда я обратился к капитану с просьбой взять меня на борт до Гурьева, он поинтересовался моей специальностью. Узнав, что я инженер-механик он предложил мне зафрахтоваться на рейс. Мало того что доберешься до Гурьева, так еще и немного заработаешь. Делать нечего, я конечно согласился. Судовые дизеля я знал хорошо и после короткой экзаменовки старпомом, был зачислен временно в команду механиком.
Помню как я впервые поднялся на борт Худата. Я ощутил себя настоящим морским волком. Рейс в котором мне пришлось участвовать на Худате был по маршруту: Шевченко — Махачкала — Астрахань — Гурьев. Побывав в рулевой рубке я понял что теплоход это не машина и тут нужны особые знания, лучше мне сюда не соваться. Однако как оказалось это не так и несколько раз я там бывал и заменял рулевого. Капитан Толстов считал что кораблем должны уметь управлять все члены команды.
Осенью Каспий далеко не такой спокойный и маршрут до Махачкалы был практически при 4-5 баллах. Для меня это казалось настоящим штормом. Теплоход постоянно бросало от боковой качки, на палубе находиться было не безопасно, да и в машинном отделении, тоже было не совсем уютно. Все ходило ходуном. От работы машины на больших оборотах было почти ни чего не слышно. Так что после почти двух суток плавания я чуть не оглох, хотя здесь было намного лучше чем на верху.
Но зато когда мы разгрузившись в Махачкале, пошли на Астрахань, Каспий предстал передо мной во все всей красе. Зеленоватая гладь воды сливаясь на горизонте с темно-голубым небом казалась бескрайней и только чайки над волнами своими криками изредка нарушали эту благодать. Пробыв в рейсе немногим более двух недель мы пришли в Гурьев.
Получив расчет я сошел на берег. Хотя капитан предложил мне остаться на теплоходе на постоянку. Но у меня были другие планы и вполне интересная работа на берегу. Но с тех пор я видя Худат в порту ощущал какую то грусть. Выглядел он в то время вполне добротно.
В 1970 году Худат перевели на Азовское море в состав Азовского Морского Пароходства, а уже в июле 1972 года он получил новое название – «Миус». Портом приписки стал город Жданов в Украинской ССР (ныне — Мариуполь).
В 1976-1977 гг. «Миус» вновь оказался на Каспии, а судовладельцем стало Астраханское морское училище.
В 1981 году Миус,бывший Худат был передан Институту водных проблем (Астрахань), он получил новое название «Акватория» и использовался для научных исследований.
А вот сейчас я с горечью узнал, что Худата больше нет. Оказывается в 1997 году Худат разделали на металлолом.
На камбузе или что такое морская кухня
Учитывая что во времена парусного флота были серьезные проблемы с сохранением продуктов длительное время, это были блюда приготовленные в основном из солонины и соленой рыбы которая могла храниться в бочках по...
Фото Теплохода Худата
Теплоход Худат - несколько уцелевших фото прошлой эпохи. Он обслуживал регулярную пассажирскую линию Астрахань - Гурьев. В 1970 году судно переводится на Азовское Море в состав Азовского Морского Пароходства с названием...
3 комментария...
Олег
Какой интересный рассказ. А сколько времени «живет» такой корабль, сколько лет он может плавать?
fillipok
Сразу видно не морской человек вопрос задает, корабли не плавают, они хотят…
Гоша
Вообще то таких теплоходов было построено три. Так сказать небольшая серия. И назывались они «Сулак», «Кара Богаз Гол» и «Худат». Ну насчет Худата Вы знаете. А вот Сулак ушел с Каспия на Балтику был переименован сначала в «Юнга» его портом приписки стал Таллин. В 1972 году он стал называться «Лайне» Проходил по Балтике до 2005 года и был продан в Швецию опять таки на металлолом. Кара Богаз Гол тоже не долго пробыл на Каспии, в 1968 году его перегнали на Балтику в Питер. Он ходит из Ленинграда в Лаппеенранта (в Финляндии) правда уже под именем Сайма. Потом он стал учебным судном. Теперь он уже на постоянном приколе в бухте «Кирпичная» на Химкинском водохранилище. Теплоход принадлежит Московскому городскому клубу юных моряков и речников им.Петра Великого.
Вот и получается что одни и те же суда могут служить по разному. Но средний срок службы порядка 40 лет/
Какой интересный рассказ. А сколько времени «живет» такой корабль, сколько лет он может плавать?
Сразу видно не морской человек вопрос задает, корабли не плавают, они хотят…
Вообще то таких теплоходов было построено три. Так сказать небольшая серия. И назывались они «Сулак», «Кара Богаз Гол» и «Худат». Ну насчет Худата Вы знаете. А вот Сулак ушел с Каспия на Балтику был переименован сначала в «Юнга» его портом приписки стал Таллин. В 1972 году он стал называться «Лайне» Проходил по Балтике до 2005 года и был продан в Швецию опять таки на металлолом.
Кара Богаз Гол тоже не долго пробыл на Каспии, в 1968 году его перегнали на Балтику в Питер. Он ходит из Ленинграда в Лаппеенранта (в Финляндии) правда уже под именем Сайма. Потом он стал учебным судном. Теперь он уже на постоянном приколе в бухте «Кирпичная» на Химкинском водохранилище. Теплоход принадлежит Московскому городскому клубу юных моряков и речников им.Петра Великого.
Вот и получается что одни и те же суда могут служить по разному. Но средний срок службы порядка 40 лет/