Луксор — ранее город Фивы — один из крупнейших исторических городов Египта.
Сегодня его можно назвать музеем под открытым небом — столько там исторических мест, которые изо дня в день посещают сотни туристов.
Одно из самых больших сооружений, которые можно там увидеть это — Луксорский и Карнакский храмы, посвященные Амону Ра, Мут и Хонсу — египетским божествам. Когда-то эти храмы представляли собой единый комплекс, соединенный между собой галереей.
Остатки статуй в храме
Колонный зал Аминхатепа
Экскурсии по храму Ра
Храм Амона Ра
В настоящее время галерея разрушена и на ее месте находятся городские постройки. Несмотря на это, храм Амона Ра не потерял своей величественности и грандиозности и продолжает потрясать путешественников своим неповторимым изяществом.
В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребен под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно — в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри поместится целая деревня.
Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма — Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая ее часть уже восстановлена.
Кроме того, на территории Луксора построен исторический музей, выходящий фасадом на Нил, который включает некоторые статуи, принадлежавшие ранее храму. Найдены они были уже в конце 20 века, причем совершенно случайно — обнаружил их уборщик, подметавший двор. Археологи подтвердили, что статуи — небольшие, примерно в рост человека — имеют самое прямое отношение к Луксорскому храму. По всей видимости, их отправили в тайник жрецы, опасавшиеся иноземных захватчиков.
История храма Амона Ра началась с небольшого святилища, которое построили на берегу Нила царица Хатшепсут и Тутмос III в 16 веке до н.э.. Святилище служило пристанищем для священный ладей, которые несли на себе статуи божеств. Такие шествия совершались ежегодно во время праздника Опет. Величественные формы святилище приобрело только спустя двести лет под руководством Аменхотепа третьего, зодчим которого стал тоже Аменхотеп, сын Хапу. Именно он представил жителям храм с входной колоннадой, столбы которой были сделаны в виде связок папируса. Пройдя вестибюль, посетители попадали в просторный двор, окруженный портиками, колонны которых изображали связки тростника — это растение считалось в Египте геральдическим. Перед входом в святилище Аменхотеп построил несколько культовых помещений, как того требовал обычай.
В северной части двора находится еще одна колоннада, в которой туристов встречают окаменевшие стебли папируса, на самом верху которых находятся распустившиеся цветы. Высота колонн более двадцати метров. К сожалению, стены великолепной колоннады сохранились лишь на треть, но на них еще можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвященному Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлен при жизни и пользовался признанием и славой. На трех его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.
Новый фараон, Рамзес II добавил к храмовому комплексу еще одни пилон с большим двором, вокруг которого расположились 74 колонны. Пилон был украшен барельефами, изображающими сцены походов фараона против хеттов. Между колоннами фараон распорядился поставить величественные статуи, изображающие самого же Рамзеса, а также его супругу. Кроме того, перед пилоном установлены еще четыре статуи Рамзеса II и два величественных изваяния, одно из которых сейчас находится в Париже на площади Согласия. Именно от пилона Рамзеса II начиналась аллея, называемая «аллеей сфинксов», которая, раздваиваясь, вела путешественника к храму Мут, а также к храму Хонсу. В результате все три храма смотрелись как общий комплекс, поражающий своей величественностью. Все они, соединяясь аллеями с каменными сфинксами, производили и до сих пор производят незабываемое впечатление на туристов и путешественников.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма — в честь него к задней стороне здания был присоединен гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы — в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причем оставался ею и некоторое время после. Нечно подобное сегодня сохранилось только в Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове.
В соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным для посетителей. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности.
Храмовый комплекс в Луксоре является одним из самых древних наследий Египта и всего цивилизованного общества. Посетив это место вы надолго запомните все что здесь увидите и почувствуете ту неповторимую ауру, которая существует в этом загадочном, отмеченным тысячелетиями месте.
Фото Храма Амона Ра
Фото Храма Амона Ра - одного из самых древних наследий Египта и всего цивилизованного общества. Долгие годы он являлся главным государственным святилищем Нового царства.