Соборы Англии

Соборы Англии

С VIII века в Англии существовала богатая практика создания произведений англосаксонского искусства, вобравшая в себя более ранние традиции кельтов, предшественников англосаксов в этой стране, и римлян. Однако эта практика была внезапно прервана около 1000 года в связи с нашествием датчан. И только когда датский король Кнуд укрепил позиции в Англии и принял христианство, стало возможным развитие творческой деятельности новой аристократии, в том числе в области церковной архитектуры.

Новые культурные перемены наступили в связи с нормандским нашествием Вильгельма Завоевателя в 1066 году. В итоге романская скульптура в Англии сложилась под воздействием различных влияний, где местные формы сочетались со скандинавским и континентальным стилями, образуя совершенно новый, англо-нормандский художественный стиль. Более того, романский стиль в Англии часто называют нормандским.

Капители, которые сохранились в клуатре бенедиктинского аббатства, основанного в 1121 году в Рединге - Беркшир на западе от Лондона, частично орнаментированы переплетенными полосами с каплеобразным узором. Другие капители имеют фигурный орнамент, например довольно нечеткое изображение ангела. Па одной из капителей изображена сцена коронования Марии предположительно древнейшее из изображений коронования, дошедших до нашего времени. Более ранние капители находятся в южном трансепте Вустерского собора и в Ромсийском аббатстве и напоминают капители крипты в Кен-терберийском соборе, созданные между 1100 и 1120 годами. Во всех них чувствуется связь с образцами англосаксонского искусства - лепниной, работами по металлу и рукописями с цветными иллюстрациями, наподобие храпи щихся в Кентерберийском скриптории.

Из церковной утвари до нас дошло много купелей, и хотя иногда встречаются свинцовые, но в основном они сделаны из камня. Каменная купель из церкви Сент Джеймс - деревня Эйв-бери, Уилтшир; на юго-востоке Англии украшена плоским рельефом. Гирлянда из сплетенных слепых аркад опоясывает нижнюю часть чаши. Этот мотив был широко распространен и часто встречается в архитектурном орнаменте романских церквей Англии. Над переплетенными аркадами находятся узоры из виноградных лоз разной длины. Здесь наглядно прослеживаются англосаксонские элементы декора.

Два сохранившихся рельефа в Чичестерском соборе в Суссексе, возможно, поначалу являлись частью ансамбля ограждения хора. На одном изображена встреча Христа, Марии и Марфы у ворот Нифании, на другом - воскрешение Лазаря, который был дружен с Христом. Обе сцены тематически связаны друг с другом. До того как Христос пришел в селение Вифания перед Иерусалимом, его разыскали сестры Лазаря, сначала Марфа, а затем Мария; они поведали о смерти своего брата. Они сказали Христу, что, если бы он был с Лазарем, их брат не умер бы. Христос пообещал, что вернет Лазарю жизнь, и Марфа решила, что он говорит о вечной жизни и о спасении Лазаря в день Страшного суда, но это не принесло бы ей утешения. Затем в Библии следует самый короткий и в то же время самый трогательный стих: «Христос прослезился».

Сцена на рельефе объединяет оба события. Две женщины стоят на коленях перед Христом, умоляя его вернуть брату реальную, земную жизнь. Рельеф поврежден, больше всего пострадала левая кисть и правая рука фигуры Христа. Повреждения выглядят настолько продуманными, что кажется, будто кто-то специально повредил рельеф, возможно, чтобы устранить момент личных, дружественных отношений между Христом и Лазарем, о которых повествует Иоанн. Они явно ощущаются в рельефе о воскрешении, стилистически связанном с первым. В обоих случаях четкие складки одежд подчеркиваются глубоко вырезанными линиями. Композиция сцен идентична, в центре находится Христос, отделяя происходящее перед ним от апостолов за его спиной.

Хор Чичестерского собора, возведение которого началось в 1091 году, был освящен в 1108 году. Георг Зарнеки считает, что алтарная преграда была создана при епископе Ральфе де Луффа, который скончался в 1123 году и, вероятно, был немцем. Это объясняет стилистическое сходство рельефов со скульптурными работами Хильдесхайма и Кёльна. Оба рельефа датируются приблизительно 1120-1125 годами.

Традиция нормандской архитектурной орнаментации привела к появлению в Англии эпохи романики целого ряда необычайно богато украшенных порталов. Портал южного нартекса церкви Сент Мэри и Сент Альдхельм в Малмсбери - Уилтшир между Лондоном и Бристолем - не только главная скульптурная работа храма, но и самый выдающийся и необычный образец такого портала в мире.

Узкие колонны непосредственно переходят в архивольты, не разрываясь капителями. Четыре арки, отделенные друг от друга узкими орнаментальными полосами и окруженные еще одной полосой с внешней стороны, содержат круглые и миндалевидные медальоны с фигурами библейских персонажей. На боковой стене нартекса находятся две люнеты, на каждой из которых изображено по шесть сидящих апостолов и по летящему над их головами ангелу со скульптурным украшением в виде ленты в руках. Вытянутые фигуры восходят к бургундскому стилю периода около 1130 года, а но тонкости работы скульптуры сравнимы с произведениями в Отёне.

Порталы в Или и Килпеке также свидетельствуют об особом пристрастии англичан к роскошному декору. Дверь приора в соборе - Кембриджшир, который в 1108 году был возведен в ранг епископской резиденции, отличается самым богатым декором из трех дверей романского клуатра храма. Колонны стоят на фигурах, опознать которые сегодня уже невозможно, хотя на старых гравюрах одна из них похожа на льва - мотив, характерный для Италии. Архитрав лежит на собственной опоре, а фланкирующие его колонны и столбы плавно переходят в архивольты, отделяясь от них лишь полосой лепнины с узором в виде капелек. Внешний архивольт покрыт акантом, соответствующим плоскому рельефу столбов, а внутренний архивольт спускается к тимпану, повторяя форму колонн.

На тимпане изображен Христос во славе в мандорле, которую держат ангелы. Иконография восходит к французским образцам, но ее развитие нехарактерно для Франции. Низ мандорлы и ноги ангелов занимают всю высоту притолоки, поэтому на ней не осталось места для самостоятельной сцены.

Это одна из особенностей скульптуры английского романского портала - на нем умещается множество мелких фигур и орнаментальных медальонов, например в виде виноградной лозы, как в данном случае, а для больших рельефов места не остается. В Двери приора хорошо заметен этот конфликт между местными традициями и континентальными влияниями. Южный портал церкви Сент Мэри и Сент Дэвид в Килпеке представляет иной набор форм. Георг Зарнеки считает его лучшим творением известной скульптурной школы из Западной Англии. Ее мастера работали во второй четверти XII века на границе с Южным Уэльсом, создавая архитектурную скульптуру и купели.

Церковь в Килпеке занимает особое место, поскольку ее основатель, Оливер де Мерлемонт, решивший заложить храм по возвращении из паломничества в Сантьяго-де-Компостела, привез с собой мастеров, знакомых с континентальным стилем. Однако этот стиль был оттеснен на второй план декоративными формами английской романики, и его практически невозможно сейчас заметить.

Узкие столбы, разновидность звериных колонн, покрыты змееподобными существами, которые образуют внешнее обрамление портала. Наверху они переходят в капители богато орнаментированных колонн, которые стоят рядом со столбами. Массивные плиты импостов, выступающие наружу с каждой стороны, несут на себе два столь же массивных архивольта, которые на один ряд шире несущих колонн. На плитах расположены ряды медальонов с животными: на внутреннем архивольте внизу проходит закругленная полоса, на которой, как птицы на ветке, сидят животные и демоны, а за ними проходит консоль. Архивольт венчает летящий ангел с лентой в руке. Полоса архитрава с зигзагообразным узором поддерживает тимпан, на котором находится стилизованное изображение дерева, вероятно, древа жизни. Портал 1135-1140 годов является одним из последних образцов романской скульптуры Англии.

Копирование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на первоисточник.

Отзывы к статье:

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Популярное в разделе