Скульптуры Испании

Скульптуры Испании

Пройдя не одну сотню, а то и тысячу километров, пилигримы с нетерпением ожидали увидеть конечную цель странствия. Многочисленные паломнические дороги Европы стремились к собору Сантьяго-де-Компостела, строительство которого началось в 1077-1178 годах. Работой каменщиков, возводивших и собор, и скульптуры, руководил «замечательный мастер» Бернард, которого обычно называют Бернардом Старшим, чтобы отличать его от более позднего мастера Бернарда. В его мастерской работало пятьдесят каменщиков, а одним из помощников был мастер Робер.

Кроме капителей интерьера, представляющих адаптацию античных коринфских капителей с лиственным орнаментом, к ран-нероманскому периоду в Испании принадлежат большие порталы с важными скульптурными работами. Западный портал не удалось закончить в соответствии с оригинальным планом, поэтому его современный облик отражает позднероманский стиль Испании. Северный портал трансепта, Пуэрта де Франсихена, был разрушен в XVIII веке. Боковой портал на фасаде северного крыла трансепта, Пуэрта де Асабачерия, был уничтожен пожаром во время бунта еще в 1117 году. От него остался лишь удивительно образный участок колонны.

Единственный сохранившийся портал - Пуэрта де лас Платериас - Ворота серебряных дел мастеров, расположенный в южном крыле трансепта, во время строительства которого были использованы некоторые фрагменты других порталов. Два тимпана двойного портала, законченного в 1103 году, собраны из разного числа мелких плит разного размера. На правом портале в центре нижней скульптурной группы находится картина бичевания Христа, слева от нее - венчание терновым венцом и исцеление слепого, а в верхней скульптурной группе - сильно поврежденное поклонение волхвов. На левом тимпане, состоящем из еще более разнородных плит, изображено искушение Христа в пустыне. Большинство рельефов, согласно французским исследованиям, выполнены под большим влиянием собора в Конке, хотя исцеление слепого во многом напоминает скульптуры Леона.

Рельефы на откосах Пуэрта де ляс Платериас, вытянутые в ширину до контрфорсов столбов и датируемые последним десятилетием XI века, прежде могли быть частью разрушенного портала Пуэрта Франсихена. Изображения царя Давида, играющего на музыкальном инструменте, и сотворения Адама отличаются высоким мастерством исполнения, а последняя сцена, в которой Творец возложил правую руку на голову Адама, чтобы создать его по своему образу и подобию, излучает простоту и достоинство.

Два портала были возведены с южной стороны коллегиальной церкви Сан Исидоро в Леоне около 1100 года: Пуэрта дель Пердон - Ворота прощения; в южном крыле трансепта и Пуэрта дель Кордеро - Ворота Агнца; через которые можно войти в храм со стороны южного бокового нефа. Тимпан Пуэрта дель Кордеро очень детально изображает Авраама, приносящего в жертву Исаака, причем многое не упоминается в Библии - например мул, на котором ехал Исаак, или то, что он разулся, когда достиг цели. В библейской истории подчеркивается, что сын Авраама добровольно вручил себя в руки божественного провидения, смирившись с судьбой.

Одна из деталей непосредственно соотносится с актуальной для того времени историей христианской Реконкисты. Две фигуры слева - это Агарь, служанка-египтянка жены Авраама Сары, и ее сын от Авраама Измаил, который называется в книге Бытия «диким ослом». Они были изгнаны в пустыню, потому потомков Магомета называли «измаилитами» или «изгнанниками». Измаил верхом на лошади и с чалмой на голове направляет острие стрелы на Агнца Божьего, находящегося над сценой принесения Исаака в жертву. В этом читается суровый приговор арабскому миру, что не удивительно, поскольку во времена создания тимпана Испания была охвачена войной с маврами.

К произведениям рубежа XI и XII веков относятся также две капители архивольта, расположенные одна напротив другой на портале южного бокового нефа в соборе Хаки. На левой капители изображен пророк Валаам и его ослица, на правой - вторично сцена принесения Исаака в жертву. Эта тема завоевала чрезвычайную популярность в романском искусстве, поскольку учила покорности, смирению и приятию судьбы, предопределенной Господом. Эта канитель исключительна в двух отношениях. Во-первых, она изображает жертвоприношение в самый драматический его момент: Исаак стоит бесстрашно и покорно, готовый принести себя в жертву, его руки связаны за спиной, а Авраам собирается совершить убийство, к тому же родного сына. В это мгновение ангел Господень останавливает меч Авраама и освобождает его от принесения этой жертвы. Во-вторых, скульптор обращается к традиции античных обнаженных фигур. Оба героя - и Исаак, и Авраам - обнажены, правда, тело отца драпировано длинным одеянием.

Очевидно влияние античности в изображении обнаженного тела, хотя стиль остается романским. Образцом послужили работы в соборе Фромисты. Изображение рая является прямой копией древней гробницы Ореста в аббатстве Санта Мария в Усильос - в настоящее время она находится в Мадридском музее Прадо, только античный Орест превратился в романского Адама.

Одной из самых значительных работ испанского романского периода, не связанной с архитектурной скульптурой, является саркофаг доньи Санчи, дочери короля Рамиро I и вдовы графа Тулузского. Он стоял в женском монастыре Санта-Крус-де-ла-Серос недалеко от Хаки. Сцены в арках посвящены графине, скончавшейся в 1097 году: справа - донья Санча в окружении двух монахинь или служанок, слева - ее похороны. Образ в центре символизирует спасение - два ангела несут душу покойной в мандорле. За искренность, даже наивную простоту образа Дурлиа назвал скульптора Мастером Доньи Санчи. С обратной стороны саркофага изображен турнир, разделенный на три аркады. Этот рельеф также отличается простотой и выразительностью, но, безусловно, принадлежит руке другого скульптора.

Копирование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на первоисточник.

Отзывы к статье:

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Популярное в разделе