Освещение при фотосъемке

Матч состоится при любой погоде - это правило хорошо известно всем футболистам и болельщикам. С небольшими вариациями его придерживаются и представители других видов спорта.

Спортсмен выбирает снаряжение в соответствии с погодными условиями. Фотограф должен строить свою работу в зависимости от условий освещения.

Основной источник естественного освещения - солнце. В зависимости от его высоты, состояния неба, времени года и суток, а также географической широты местности меняются направление, сила, контраст и спектральный состав солнечного света.

Различают два вида света: направленный и рассеянный.

Направленный свет

Наиболее благоприятное освещение для фотографирования спортивных соревнований - направленный свет, но не прямой, фронтальный, а падающий несколько спереди и сбоку.

В чем же заключаются достоинства направленного солнечного света? Он хорошо выявляет форму предметов, подчеркивает объем и образует на снимке светотеневой рисунок. Однако направленное солнечное освещение создает для фотографа и свои трудности. На спортивной съемке необходимо учитывать расположение теней в кадре от неподвижных предметов и предвидеть, где будут находиться участники соревнований в момент съемки и как разместятся тени от них. Удачное расположение теней обогащает фотоснимок.

Метод выбора - единственно правильный и возможный подход к решению темы при съемке спорта. Фотограф не может дожидаться желаемого направления солнечных лучей. Соревнования идут, и ему остается приспосабливаться к тем условиям освещения, в которых они проводятся.

Солнечные лучи, падающие на объект съемки под различными углами, создают определенные виды направленного солнечного освещения: фронтальное, боковое или контровое.

Фронтальное освещение образуется при совпадении направления солнечных лучей с направлением съемки. Этот вид освещения не полностью выявляет форму фотографируемого объекта, изображение получается без полутеней, все детали сюжета «заливаются» светом.

Если невозможно изменить направление съемки, следует включать в кадр разные по цветовой насыщенности объекты. Например, участники соревнований, одетые в разную форму, на фоне зелени и голубого неба будут выглядеть значительно рельефнее, чем игроки в одинаковой форме.

Передне-боковое освещение - наиболее благоприятное для фотографирования спортивных соревнований. В этом случае солнечные лучи, падая на объект съемки, образуют с оптической осью объектива угол от 30 до 60°. Это освещение дает светотеневое изображение, где отдельные его элементы различаются более отчетливо, а главный объект на фото выделяется рельефнее.

Боковое освещение имеет много общего с передне-боковым направлением света, но за счет менее острого угла падения солнечных лучей на объект на снимке острее ощущается контраст светотеневого рисунка.

Контровое освещение образуется, когда источник света находится за объектом съемки и его лучи направлены в сторону объектива. Иначе говоря, это съемка против солнца. По краям объекта съемки образуется светящийся ореол, а лицевая сторона находится в тени.

Умелое использование контрового освещения позволяет получить очень интересные в художественном отношении изображения.

Особенно хороши снимки, сделанные во время соревнований, проводимых на воде или на зеркальной поверхности льда.

Однако солнечные лучи, направленные навстречу объективу, часто осложняют процесс съемки. Особенно те лучи, которые не участвуют в образовании изображения. Чтобы избежать их, следует применять солнечную бленду.

Снимая при естественном освещении, надо помнить, что в утренние и вечерние часы, когда солнечные лучи падают под углом не более 15°, все предметы образуют длинные тени. Они заполняют кадр контрастными пятнами, которые отвлекают внимание зрителя от смыслового центра снимка.

При съемке по направлению солнечных лучей на снимках получается большая разница в интенсивности освещенности переднего плана и фона. Находящиеся ближе к фотоаппарату спортсмены оказываются сильно освещенными, а трибуны, расположенные на заднем плане, получают значительно меньше света.

При низком положении солнца образуются различные светотеневые эффекты, которые помогают создать интересные по свету изображения.

В полдень, когда солнце находится над головой, фотографировать легче, но сделать оригинальный в тональном отношении снимок значительно труднее, так как горизонтально расположенные поверхности освещаются интенсивно, а короткие тени и глубокие провалы делают снимок плоским, маловыразительным.

Когда солнечные лучи падают на землю под углом, близким к 45°, это нормальное съемочное время. Объекты получаются наиболее пластичными и объемными, тени и полутени лучше передают очертания предметов.

В солнечную погоду на лице и фигуре спортсмена образуется множество теней. Контраст при направленном солнечном освещении нередко достигает таких размеров, что затрудняет проработку деталей в светах и тенях.

Ни о какой искусственной подсветке или затемнении при съемке спорта не может быть и речи. В отдельных случаях фотограф может сделать снимок на участке дистанции или на спортивной площадке, где яркость отдельных элементов объекта не достигает слишком больших величин. Но такая возможность в солнечную погоду предоставляется редко.
Рассеянный свет

Рассеянное освещение характерно для дневного времени в пасмурную погоду. Отсутствие высоких контрастов и опасности вуалирования значительно облегчает съемку.

Однако рассеянное освещение обладает и некоторыми недостатками: оно значительно беднее по своим изобразительным возможностям. Здесь труднее сделать световой акцент на смысловом центре снимка и затенить второстепенные детали, фигуры спортсменов выглядят менее рельефными, динамичность кадра слабее, чем при направленном свете.

Уровень освещенности при рассеянном свете зависит от плотности облаков. Тонкий слой прозрачных белых облаков создает наиболее благоприятные условия для съемки. Мягкий светотеневой рисунок с небольшим контрастом хорошо передает различие в тональности и цветах объекта съемки и фона.

Включив в композицию спортсменов, одетых в разную по цвету форму, можно несколько увеличить контраст и оживить сюжет.

Во время позитивного процесса дополнительным экспонированием, пропечаткой переднего плана и ослаблением деталей, расположенных на втором плане, можно создать светотеневое изображение с хорошо воспроизведенной тональной перспективой.

Специфические особенности рассеянного освещения дают возможность разнообразно решать тональность снимков.
Во время дождя, например, воздух насыщается мелкими каплями воды, несколько повышающими общий уровень освещенности и снижающими контраст.

Запечатленный на снимке дождь или снег помогает полнее передать напряжение состязания и условия, в которых оно проводилось.

Так однажды в Москве, во время открытия летнего спортивного сезона - пошел снег. Легкоатлеты проводили эстафету по Садовому кольцу на приз газеты «Вечерняя Москва». Фоторепортеры и фотолюбители отметили это событие на своих снимках. На темную массу зрителей падали крупные белые хлопья снега.

Лето - пора массовых видов спорта. На поля стадионов выходят футболисты и пятиборцы, на каналах и в бассейнах выступают гребцы и ватерполисты, на треках и шоссе появляются велосипедисты.

При фотографировании спортивных соревнований на открытых площадках большое значение имеют пейзаж, вода, небо. Летом интервал яркостей достигает существенных величин. Зелень отражает около десяти процентов света, небо - до семидесяти. В этом случае широко используют светофильтры.

Велосипедные кроссы привлекают фотографов сложностями, возникающими на дистанции. Здесь можно показать велосипедистов, мчащихся с крутого спуска, форсирующих речушки, бегущих на крутой подъем с велосипедами на плечах.

Находящийся на переднем плане спортсмен в темной форме и тень от деревьев, падающая на остальных участников, подчеркивает напряжение состязания.

Зима приносит новые радости спортивному сезону. Щедрые краски лета скрываются под белой пеленой снежного покрова. Одевшись потеплее, тысячи почитателей спорта отправляются на трассы лыжных гонок, на ледяные площадки катков, к крутым спускам на соревнования слаломистов и саночников. Появляется масса интересных сюжетов, но, в отличие от летних, они требуют особого подхода к съемке.

Зимой яркость снежной поверхности очень большая. В ясный, солнечный день свежевыпавший снег поглощает лишь около десяти процентов света. Деревья и кустарники, различные строения, обладающие меньшей отражательной способностью, выглядят на снегу темнее, чем летом.

Солнечные лучи, падая на снег, образуют множество теней, которые способствуют лучшей передаче рельефа местности. При безоблачной погоде снег приобретает легкий голубой оттенок, отражая цвет чистого неба.

Фотограф должен учитывать отражательную способность различных предметов. Так зимой легко ошибиться, в большинстве случаев у начинающих и малоопытных фотографов снимки получаются смазанными.

Значительно привлекательнее выглядят зимние снимки, если при съемке были использованы желтые светофильтры. Задерживая часть синих лучей, идущих от неба и отражаемых снегом, светофильтры позволяют в некоторой степени смягчить контраст и способствуют лучшей передаче фактуры снега.

Искусственное освещение

При съемке спортивных соревнований, как правило, фотограф не имеет возможности пользоваться своими осветительными приборами или изменять расположение источников света на месте проведения соревнований. Здесь все зависит от умения фотографа приспособиться к обстановке и, применяя многочисленные изобразительные средства, получить качественный в тональном отношении снимок.

Грамотно используя возможности искусственного освещения, можно привлечь внимание зрителя к смысловому центру снимка, сделать менее назойливым фон и другие второстепенные элементы изображения.

Фотографу надо помнить, что прожекторные установки и лампы накаливания в специальных рефлекторах создают направленный свет, а лампы дневного света и лампы накаливания, заключенные в плафоны, - рассеянный свет.

Направленный свет - более резкий, часто не дает спортсменам сосредоточиться, ослепляет их, мешает наблюдать за соперником. Поэтому фотографам не разрешается применять вспышки.

Во время соревнований в большинстве случаев используется рассеянный свет.

В отдельных видах спорта, таких, как фигурное катание на коньках или художественная гимнастика, выступления спортсменов часто происходит при световом сопровождении. Направленный свет прожектора неотступно следует за перемещающимся спортсменом, создавая при этом различные световые эффекты. В этом случае фотографы имеют богатые возможности для творческих поисков.

Съемка в помещении

Спортивные соревнования часто приходится снимать в помещениях. Здесь спортсмены укрыты от дождя и снега, ветра и солнца. Большие удобства получают и зрители.

К сожалению, не всегда от этого становится легче фотографам. Вместо щедрого солнечного света им предлагается работать в условиях искусственного освещения. Но проникающий в спортивный зал сквозь окна, стеклянные потолки и стены дневной свет позволяет фотографу сделать интересные по тональности снимки. Солнечный свет создает блики и тени, оживляющие изображение.

Значительно сложнее фотографировать спортивные соревнования в пасмурную, дождливую погоду, так как острее ощущается недостаток освещения.

Сочетая естественное освещение с искусственным, можно смягчить тени, которые особенно заметны при одностороннем расположении окон.

Каждому фотографу надо помнить, что самовольно включать электроосвещение в зале не следует, это может нарушить ход соревнований и вызвать протесты их участников. Включать общее освещение зала можно только с разрешения главного судьи или коменданта. На тренировке подобное разрешение может дать тренер, проводящий занятие.
Опубликовано: 222 дня назад (10 апреля 2017)

Отзывы к посту:

Нет отзывов. Ваш будет первым!