Композиция в фотографии

Большое значение при съемке спортивных соревнований имеет умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке. Выбор точки съемки и ракурса, размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, тональное решение снимка - все эти компоненты, гармонично сочетаясь между собой, создают композицию кадра. И от того, насколько удачно это сочетание, зависит полнота художественного восприятия снимка.

Динамичность кадра

При съемке спортивных соревнований основной элемент композиции - спортсмен или группа спортсменов. Сложность съемки заключается в том, что каждое движение спортсмена развивается в течение какого-то времени, а на снимке показывается всего лишь фаза этого движения. Можно ли сохранить при этом эффект движения, передать динамику происходящего?

Существуют различные приемы, позволяющие создать на снимке впечатление движения. От мастерства фотографа зависит правильный выбор момента съемки, имеющего решающее значение для передачи динамики.

Если внимательно проследить за спортсменом во время соревнований, то любое его движение можно разделить на отдельные элементы, фазы. Наиболее характерная, динамичная фаза почти всегда бывает и самой выразительной. Ее-то и надо уметь находить при съемке. А для этого необходимо знать, из каких составных частей слагается цикл всего движения.

Например, снимая боксеров, волейболистов или теннисистов, фотограф должен стремиться показать на снимках работу рук, а на соревнованиях лыжников, фигуристов, бегунов или футболистов акцентировать внимание на работе ног.

При съемке конноспортивных соревнований необходимо следить за положением ног лошади. Поза наездника, за редким исключением, остается статичной.

Впечатление о движении на снимке во многом зависит от выбора точки съемки, от направления оптической оси объектива к расположенному перед фотоаппаратом объекту.

При фотографировании спортивных соревнований встречаются самые разнообразные направления движения. В одном случае объект движется прямо на фотоаппарат, в другом - перемещается вдоль картинной плоскости или по диагонали.

Наиболее полно передать динамику движения можно при диагональном построении кадра.

Асимметричное расположение отдельных элементов композиции фото тоже усиливает впечатление движения. Для этого главный объект смещают от центра кадра назад, оставляя по ходу движения несколько больше места, как бы приглашая его переместиться на свободное место.

Широкое распространение получил прием передачи динамики за счет смазанности фона, например при съемке мотогонок, бега, плавания и т. п. Однако не рекомендуется использовать этот прием в тех случаях, когда фотографируемые объекты имеют встречные движения. При съемке фотоаппарат надо вести за движущимся объектом, наблюдаемым через видоискатель, и в нужный момент нажать спусковую кнопку затвора. Выдержка при этом должна быть несколько продолжительней, чем этого требует съемка без смазки. В результате фон на фото окажется смазанным, а спортсмен будет передан на снимке резко. При перемещении фотоаппарата каждое пятно фона вытягивается по направлению движения объекта. И чем больше на фоне контрастирующих световых пятен, тем стремительнее кажется движение спортсмена.

Этот прием хорош и в тех случаях, когда необходимо пригасить или убрать слишком резкие детали фона.
Но не обязательно понятие «динамика» следует связывать с передачей движения. Не менее динамичным может оказаться и снимок, где сделан акцент на настроении участников соревнований, психологическом состоянии спортсменов.

На выставках художественной фотографии посетители дольше задерживаются около снимков, показывающих радость победителей, огорчение проигравших или переживания болельщиков. Подобные кадры стали желанными на страницах газет и журналов, они заставляют думать, переживать увиденное вместе с присутствовавшими на стадионе или в спортивном зале.

Динамика может быть передана и жестом и выражением лица.

Подчеркнуть движение можно также и введением в композицию теней от фигур спортсменов или каких-либо предметов. Иногда этому способствует съемка с ракурсом.

Выбор точки съемки

Выбирая точку съемки, фотограф должен отчетливо представлять себе основные движения, характерные для данного вида спорта, обращать внимание на фон и источники света.

На соревнованиях по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, конькобежному спорту можно заранее наметить, какое движение спортсмена показать на снимке, выбрать фон и продумать тональное решение изображения. Здесь действия спортсмена ограничены определенными рамками.

В одном случае это обязательная программа, в другом - ширина дорожки, по которой он обязан плыть, бежать или прыгать. В игровых же видах, где большинство движений построено на импровизации спортсменов, точный расчет сделать сложнее, но и здесь необходимо наметить примерные точки съемки.

Выбор точки съемки зависит от особенностей проходящих соревнований. Решив сделать снимки на футбольном матче, целесообразнее занять место недалеко от ворот.

Отсюда можно показать игру вратаря, а также, не изменяя позиции, фотографировать единоборство полевых игроков в районе штрафной площадки и у углового флага.

Если на этом же поле будут проводиться соревнования регбистов, то точку съемки придется изменить. У ворот вы будете мешать игрокам, да и рассчитывать на обилие интересных моментов на этом участке не приходится.

Наиболее интересные снимки регбистов можно получить, перемещаясь вдоль боковой бровки поля. Там чаще возникают наиболее привлекательные для фотографа игровые ситуации и, следовательно, больше возможностей сделать хорошие снимки.

Для более яркого выражения и усиления характерных особенностей того или иного вида спорта иногда целесообразно изменять высоту точки съемки. Баскетболистов, подпрыгнувших под щитом в борьбе за мяч, соревнования по прыжкам в длину или в высоту лучше фотографировать снизу, достигая этим ощущения легкости полета. Если же выбрать верхнюю точку, прыгун получится приплюснутым к земле и снимок станет маловыразительным.

Когда надо показать массовые выступления, дать общую панораму на параде, большие группы людей, лучше фотографировать с верхней точки.

Выбор точки съемки зависит от творческого замысла фотографа. Например, во время футбольной встречи решено сделать серию снимков об игроках одной команды. Чтобы показать схему расположения футболистов, лучше воспользоваться верхней точкой съемки. На фоне травяного покрова будет хорошо просматриваться рисунок-схема, по которой они играют. Футболиста, увереннее других играющего головой в борьбе за верхние мячи, рекомендуется фотографировать с нижней точки. За счет ракурса его прыжок будет казаться еще более мощным. Крайнего нападающего, обладающего высокой скоростью, лучше снимать во время стремительной атаки с уровня глаз с проводкой. Смазанный фон будет сильнее подчеркивать скорость.

Съемка крупным, средним и общим планом

В зависимости от поставленной задачи на одних и тех же соревнованиях можно фотографировать общим, средним и крупным планом.

Во время праздников, массовых выступлений снимки общим планом показывают объект съемки в целом. Мы видим праздничное убранство площади или же стадиона, колонны идущих людей. Такие кадры снимают с верхней точки.

Длиннофокусный объектив позволил сделать крупноплановый портрет хоккеиста, не приближаясь к нему и не отвлекая от игры, передать на снимке его внутреннее состояние.

Наиболее широко при съемке спорта используется средний план, который позволяет видеть окружение снимаемого объекта и его взаимодействия с оружающим его пространством, к примеру хорошо передать технику исполнения участниками каких либо соревнований отдельных приемов.

Крупный план помогает подчеркнуть сосредоточенность, напряжение борьбы, радость победы или горечь поражения.

Выделение главного

Как и в любом другом жанре фотографии, снимки, отображающие спортивную тематику, несут определенную смысловую нагрузку. Фотограф стремится показать зрителю все перипетии борьбы, кульминационные моменты поединков, акцентируя внимание на наиболее характерных эпизодах и на героях состязаний. Используя различные выразительные средства, он выделяет главный объект изображения, его смысловой центр.

Один из наиболее распространенных способов выделения главного - вынесение основного действующего лица на передний план. В техническом отношении это, пожалуй, самый простой прием, но при съемке спортивных соревнований не всегда удается занять наиболее удобную позицию. Фотографам часто не разрешают приближаться к спортсменам.

Когда в снимке нет никаких привлекающих внимание пятен, взгляд прежде всего обращается к геометрическому центру композиции, к месту пересечения диагоналей. И если смысловой центр кадра совместить с его геометрическим центром, главный объект замечается зрителем в первую очередь.

Значение фона при съемке

Один из важных компонентов снимка при съемке спортивных соревнований - фон. Он не должен отвлекать зрителя от главных событий. Рассматривая снимок, зритель первым делом обращает внимание на то, какие соревнования запечатлены на нем, а уж потом уточняет, где они проводились, в какой обстановке, на каком фоне. И если на стадионах, спортивных комплексах приходится в основном уменьшать влияние фона, то при фотографировании соревнований на природе следует стремиться максимально использовать пейзаж, служащий отличным фоном и помогающий увидеть условия проведения соревнований.

Неудачное использование фона или невнимательное отношение к нему часто сводит на нет все усилия фотографа. Не раз приходилось видеть, как много теряет снимок с хорошим динамичным моментом из-за того, что на заднем плане видны пустые трибуны, фабричные трубы, столбы и провода.

Выбирая точку съемки, необходимо обращать внимание на окружающую обстановку. Когда в видоискателе фотоаппарата видны детали, не украшающие снимок, лучше изменить позицию, а если этого сделать нельзя, попытаться ослабить фон снижением глубины резкости или за счет смазки.

В праздничные дни в кадр часто попадают различные портреты, плакаты и транспаранты. В подобных случаях надо быть особенно внимательным. Лозунг, в котором во время съемки пропадет часть текста, может получить совершенно иной смысл, а люди на портретах, расположенных под углом к точке съемки, могут выглядеть с искаженными лицами.

Соотношение освещенности главного объекта и фона при фотографировании спорта имеет очень существенное значение. При одинаковом освещении фона и объекта съемки сглаживается ощущение пространства, главное теряется среди второстепенного. Если световой акцент сделан на спортсменах, а фон высвечен слабее, то зритель безошибочно определяет смысловой центр снимка. Однако слишком темный фон не дает представления об условиях проведения соревнований. Значительно интереснее выглядит снимок, где на втором плане просматриваются несколько притемненные силуэты зрителей или детали оформления спортивного зала.

Более светлый фон по сравнению с основным объектом изображения несколько отвлекает внимание от смыслового центра композиции, так как позволяет рассмотреть много второстепенных деталей. Пестрый, резкий фон тоже мешает выделению на снимке главного.

Кадрирование

Кадрирование - важный момент в создании снимка. Мы уже знаем, что не всегда представляется возможность приблизиться к объекту съемки, чтобы в кадр попал только основной объект. Даже длиннофокусные объективы не всегда помогают в этом случае. В видоискатель попадает много постороннего, мешающего воспринимать главное.

Правильно скадрированный снимок приобретает лаконичность, на нем отчетливо выделяется смысловой центр сюжета.

Кадрированием можно создать иллюзию большей динамичности. Если во время позитивного процесса придать снимку диагональное построение, устойчивость элементов композиции нарушится и усилится впечатление движения. Но при этом ни в коем случае нельзя терять чувство меры. Чрезмерное увлечение «завалами» может привести к нарушению достоверности. Особенно это заметно, когда фоном служат дома, колонны, столбы, деревья или другие объекты, имеющие вертикальные линии.

При печатании снимков, показывающих напряженность спортивной борьбы, следует быть особенно внимательным к кадрированию. Движение, скорость любят простор, а изображение спортсмена, «зажатого» тесными рамками кадра, не передает ощущения динамичности. Поэтому на снимке рекомендуется оставлять свободное пространство по направлению движения спортсмена.
Опубликовано: 222 дня назад (10 апреля 2017)

Отзывы к посту:

Нет отзывов. Ваш будет первым!