Баренцево море

Баренцево море

Северные моря издавна привлекали русских людей своими богатствами. Изобилие рыбы, морских животных и птиц, несмотря на ледяную воду, долгую и холодную зиму, делали этот край вполне пригодным для сытого проживания. А когда человек сыт, то и холод ему нипочем.

В давние времена Баренцево море называлось Ледовитым, потом Сиверским или Северным, иногда его называли Печорским, Русским, Московским, но чаще Мурманским, по старинному названию Поморского (Мурманского) края земли.

Считают что первые русские лодьи в водах Сиверского моря плавали еще в XI в. Примерно в это же время сюда стали заплывать и лодки викингов. И тогда на севере Руси стали появляться торговые поселения, и начал развивался рыбный промысел.

До обретения Россией полноценного флота, способного преодолевать просторы северных морей, самым северным российским городом был Архангельск. Основанный по указу царя Ивана Грозного в 1583-1584 гг около Михайло-Архангельского монастыря, небольшой город стал основным русским портом куда стали заходить иностранные морские суда. Там даже обосновалась английская колония.

Этот город, расположенный в устье Северной Двины впадающей в Белое море очень пригляделся Петру I, и со временем он стал Северными воротами Руси. Именно Архангельску выпала честь сыграть ведущую роль в создании русского торгового и военно-морского флота. Петр в 1693 г основал в городе Адмиралтейство, а на острове Соломбала заложил судостроительную верфь.

Уже в 1694 г. с этой верфи сошел на воду корабль "Св. Павел" - первое торговое судно Российского Северного Флота. «Святой Павел» имел на борту 24 пушки, которые Петр лично отливал на заводе в Олонце. Для оснастки первого корабля Петр собственноручно выточил такелажные блоки. Спуск на воду "Святого Павла" осуществлялся под непосредственным руководством Петра. «Святому Павлу» была выдана «проездная грамота» на право торговли за границей. Корабль «Святой Павел» стал первым из шести трёхпалубных торговых судов спущенных с государевой верфи с 1694 по 1701 годы. С тех пор Архангельск стал центром всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Именно отсюда начал осваиваться Русский Север.

Конечно, еще до Петровского времени существовали лоции устья Северной Двины, Белого Моря и прибрежной части Сиверского моря, которые передавались местными лоцманами по наследству. Но при Петре эти карты были уточнены и позволяли ходить довольно крупным кораблям без опаски сесть на мель или риф, которых в этих водах великое множество.

Эти места были очень привлекательными для мореходства из-за своей особенности, потому как море здесь не замерзало, благодаря течению Гольфстрим, теплые воды которого достигали этих северных берегов. Это давало возможность прохода кораблей на запад в воды Атлантики и далее на юг к берегам Америки, Африки, Индии. Но отсутствие морских кораблей, и короткое время навигации препятствовали освоению вод Северного моря. Лишь редкие суденышки отважных мореходов достигали берегов Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, отделявших Северное море от бескрайних просторов Северного Ледовитого Океана.

Начало изучения Баренцева моря свершалось в XVI-XVII веках, в эпоху Великих географических открытий. Изыскивая торговые пути, европейские мореплаватели пытались пройти на восток что бы обогнув Азию попасть в Китай, но далеко пройти не могли из-за того что большая часть была покрыта торосами льдов не тающих даже в течение короткого северного лета. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в поисках северных торговых маршрутов очень тщательно разведывал воды Северного моря.

Он открыл Оранские острова, Медвежий остров, исследовал Шпицберген. А в 1597 году его корабль надолго вмерз во льды. Баренц со своей командой оставили вмерзший во льдах корабль и на двух шлюпках стали пробиваться к берегу. И хотя экспедиция достигла берегов, сам Виллем Баренц погиб. С 1853 г это суровое Северное море стало называться в его честь Баренцевым, хотя до этого оно официально на картах значилось как Мурманское

Научное исследование Баренцева моря началось гораздо позже. 1821-1824 гг. было предпринято несколько экспедиций моря по изучению Баренцева моря. Их возглавлял будущий президент Петербургской Академии Наук, почетный член множества русских и иностранных научных учреждений, неутомимый мореплаватель, адмирал Федор Петрович Литке. На шестнадцати пушечном бриге "Новая Земля" он 4 раза ходил к берегам Новой Земли, исследовал и подробно описал ее.

Им были исследованы глубины фарватера и опасные отмели Белого и Баренцева морей, а так же географические определения островов. Его книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821-1824 годах» изданная в 1828 году принесла ему всемирную научную известность и признание. А полное тщательное исследование и гидрологическая характеристика Баренцева моря были составлены во время научной экспедиции в 1898-1901 гг. возглавляемой русским ученым гидрологом Николаем Михайловичем Книповичем.

Усилия этих экспедиций не пропали даром, в результате началось бурное освоение мореходства по северным морям. В 1910-1915 гг. была организована гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Целью экспедиции было освоение Северного морского пути позволившего бы русским кораблям кратчайшим путем проходить вдоль северного побережья Азии в Тихий Океан к восточным берегам Российской империи. Экспедиция в составе двух ледокольных пароходов - "Вайгач" и "Таймыр" под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого прошла весь северный путь от Чукотки до Баренцева моря, с зимовкой у полуострова Таймыр.

Этой экспедицией были собраны данные о морских течениях и климате, о ледовой обстановке и магнитных явлениях этих краев. В разработке плана экспедиции принимали активное участие А. В. Колчак и Ф. А. Матисен. Кораблями были укомплектованы боевыми морскими офицерами и моряками. В результате экспедиции был открыт кратчайший морской путь соединивший Европейскую часть России с Дальним Востоком.

В начале ХХ века были предприняты меры по обустройству первого порта за полярным кругом. Таким портом стал Мурманск. Для будущего порта выбрали очень удачное место на правом берегу Кольского залива. В 1915 году, во время Первой мировой войны Мурманск расстроился и получил статус города. Создание этого портового города дало возможность Российскому флоту получить выход в Северный Ледовитый океан по незамерзающему заливу. Россия смогла получать от союзников военные грузы, несмотря на блокаду Балтийского и Чёрного морей.

В Советское время Мурманск стал основной базой Северного Военно-Морского Флота, сыгравшего огромную роль в победе СССР над фашистской Германией и Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Корабли и подлодки Северного флота стали единственной силой сумевшей в тяжелейших условиях обеспечить прохождение конвоев, доставлявших военные грузы и продовольствие для Советского Союза от союзников.
Североморцы за время войны уничтожили более 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов и 1300 самолётов фашистской Германии. Они обеспечили проводку 76 союзных конвоев включавших 1463 транспортов и 1152 кораблей охранения.

И сейчас Северный флот ВМФ России базируется на базах расположенных в бухтах Баренцева моря. Основной из них является Североморск, расположенный в 25 км от Мурманска. Североморск возник на месте крошечного поселка Ваенга, в котором в 1917 году проживало всего 13 человек. Сейчас Североморск это город за полярным кругом с населением почти 50 тыс. человек, он является главным оплотом северных рубежей России.

На Северном флоте несут службу самые лучшие корабли ВМФ России. Такие как авианесущий противолодочный крейсер «Адмирал Кузнецов»

Атомные подводные лодки способные всплывать прямо на северном полюсе

Акватория Баренцева моря послужила и развитию военного потенциала СССР. На Новой Земле был создан атомный полигон и в 1961 там прошли испытания сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы. Конечно, вся Новая Земля и прилегающая к ней территория сильно и на долгие годы пострадала, но Советский Союз на многие годы получил приоритет в атомном оружии, который сохраняется и сейчас.

Длительное время вся акватория Северного Ледовитого Океана контролировалась Советским Военно-Морским Флотом. Но после распада Союза большинство баз оказалось брошенными. В Арктику потянулись все кому не лень. А после открытия крупнейших месторождений нефти на Арктическом шельфе возник вопрос охраны Российских северных владений обладающих стратегическим сырьем. Поэтому с 2014 года Россия возобновляет свое военное присутствие в Арктике. Для этого сейчас размораживаются базы на Новой Земле, на острове Котельном входящем в состав Новосибирских островов, на земле Франца Иосифа и острове Врангеля. Строятся современные военные городки, восстанавливаются аэродромы.

С незапамятных времен в Баренцевом море добывали много всевозможной рыбы. Она была почти основной пищей поморов. Да и на большую землю постоянно шли обозы с рыбой. Её и сейчас немало в этих северных водах, около 114 видов. Но в основном виды промысловой рыбы это треска, камбала, морской окунь, сельдь и пикша. Популяция остальных падает.

 

Это результат бесхозного отношения к рыбным запасам. Последнее время рыбы вылавливали больше чем её воспроизводилось. Мало того, отрицательно сказалось на восстановлении рыбной массы искусственное разведение в Баренцевом море дальневосточных крабов. Крабы стали размножаться настолько быстро, что появилась угроза нарушения природной биосистемы этого региона.

Но тем не менее в водах Баренцева моря до сих пор можно встретить как разнообразную рыбу, так и морских животных таких как тюлени, нерпы, киты, дельфины а иногда и касатки.

В погоне за новыми месторождениями нефти и газа, нефтедобывающие страны усиленно стали стремиться на север. Так акватория Баренцева моря стала местом конфликта между Россией и Норвегией. И хотя в 2010 г. Норвегия и Россия заключили договор о разделе границ в Баренцевом море, споры до сих пор не утихают. В этом году российский "Газпром" начал промышленную добычу нефти на арктическом шельфе. За год будет добыто порядка 300 тысяч тонн нефти. К 2020 году планируется выйти на уровень добычи в 6 млн. тонн нефти в год

Погашению этих споров может послужить возвращение в Арктику Вооруженных сил России. Российская Арктика это достояние нашего народа и оно должно быть в полной мере использовано на благо народа и хорошо защищено от любителей поживиться за чужой счет.

Не смотря на то что Баренцево море это заполярье, в последние годы этот регион становится все популярнее для туристов, особенно увлекающихся дайвингом, рыбалкой и охотой. Очень интересен такой экстремальный вид отдыха как подледный дайвинг. Красоты подледного мира могут удивить и бывалых пловцов. Например, размах клешней расплодившиеся в здешних водах камчатские крабы иногда превышает 2 метра. Но нужно иметь ввиду что погружение под лед в этих водах это занятие для опытных аквалангистов.

А охота на островах Баренцева моря на тюленя, нерпу или птиц которых здесь видимо не видимо, не оставят равнодушным любого видавшего виды охотника.

Любой дайвер, рыбак, охотник или просто турист, хоть раз побывавший на Баренцевом море, еще и еще будет стремиться попасть сюда что бы увидеть эти северные красоты которые забыть невозможно.

Видео: Экспедиция на Баренцево море

Фото из галереи

Море и птицы На страже северных рубежей Штиль на Баренцевом Самая северная бухта Незваные гости В ожидании штормового предупреждения Териберская губа Хорошие места для рыбалки

Копирование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на первоисточник.

Отзывы к статье:

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Популярное в разделе