Восхождение на Эльбрус

Про Эльбрус я услышал еще давно в детстве, классе так во втором-третьем, причем тогда путал его с Эверестом, и думал что это все названия одной горы. Все они высокие. Когда я знал, что на Эльбрусе есть канатная дорога, то думал, что она ведет чуть ли не на саму вершину - одну или вторую - я еще не знал, слышал что-то про каких-то "бочки" и об обсерватории.

Ситуация поправилась в нескольких лет назад, когда я начал интересоваться горами больше. Узнал, что Эльбрус - вулкан, имеет 2 вершины, узнал его точную высоту - 5642 метров верхняя вершина и 5621 метро - нижняя, узнал, что на Эльбрус есть маршруты 6а и 6b категорий сложности - маршруты Кюкюртлю по ущелью Уллу - Хурзук, что канатка вовсе не до конца, а волшебным образом к тем же "бочкам", о которых я слышал прежде. Тогда и было задумано восхождение на Эльбрус.

После закрытия 3го разряда в Безенги мы спустились в Нальчик, купили билеты на поезд домой, поели и на том же транспорте направились в поселок Терскол.

В Терскол мы приехали в 15:00. Это я хорошо запомнил. Терскол - небольшой поселок на высоте 2130 метров над уровнем моря. Действительно маленький. Эльбрус из него не видно, даже обсерваторию не видно. Скупив какие-то мелочи в стиле яблок, батончиков Mars, само собой лимонада, и собравшись, мы направились вперед. А шло нас немного. Всего пять новичков-третьеразрядников, двое старшеразрядников, и "Профи" альпинист-физик, спокойный и добрый.

В принципе само восхождение началось с подъема по длинному, казалось бесконечном серпантину, но шло легко: шнурков, оттяжек и закладок не было. Была еда, спальник, кошки, трекинговые палки. Дошли мы до конца лесной части, как оказалось, это была ровно половина подъема. По силам все было хорошо, мы ожидали наших старшеразрядников, которые немножко отстали - вздумалось им просто посидеть на земле, а мы думали, что-то серьезное, и продолжили путь по серпантину. Очень скоро перед нами предстал водопад "Девичьи косы", очень хороший. Настоящий водопад, высокий.

После водопада еще час хода, 4 поворота серпантина и мы пришли. Куда? Чтобы вы думали, на территорию Украины! Украинская обсерватория, как нам рассказал наш проводник из Назарета из обсерватории Терскол. Сама обсерватория, оказывается, была - хотя не уверен, что сейчас именно так же, по территории Украины. Если сначала шли мы довольно даже классно, то что-то у обсерватории мы уже не так весело шли. Все-таки, сделали вертикальный километр - обсерватория расположена на высоте 3127 метров над уровнем моря. Состоит из отеля для работников - сейчас строится, самих телескопов - 1 большой и 3 маленьких, и еще многих технических зданий. Ночевали мы на озере чуть выше обсерватории, но силами нашего, по виду доброго, проводника, нам разрешили переночевать в гостинице для работников. Помню, как сами не свои от счастья мы зашли в номера, увидели кровати, кресла, столы, подушки и теплые шерстяные покрывала.

Помню чей-то крик дальше по коридору "народ, здесь есть душ в каждом номере!". Мы думали, что это - верх счастья тогда! А что дальше было! А дальше по коридору был банкетный зал. Настоящий. Где шесть столов! Помню точно. Нашему восторгу предела не было. И это еще не предел - подумал наш спаситель и мы пошли в другой дом есть и принимать горячий душ. И не просто есть, а есть вкусно, сколько можно было в себя втиснуть!

"Восхождение на Эльбрус? И зачем? Нам и здесь хорошо. Вкусная еда, виды". Где-то с такими мыслями мы и уснули. Сказать, что мы хорошо спали - не сказать ничего. На следующий день в отличном настроении мы позавтракали, пошли на экскурсию по обсерватории, собрали рюкзаки и двинулись вперед, несмотря на протесты и просьбы остаться здесь. А Эльбрус уже было видно, а значит и нашу цель.

Через некоторое время походов по тропам, сбора шампиньонов, прохождений небольших сипух из обожженных лавой камней мы приблизились к леднику. Там уже и "бочки" показались на горизонте. Идти тогда стало немножко труднее, но мы рванули вперед, раз - и мы уже у "бочек". А там и подъемник, и матрасники. Там же и бар с лимонадом, который я не потерял шанс купить и попробовать. Хорошо отдохнув у подъемника, мы пошли вперед, увязая по щиколотку в слякоти, грязи из талого льда, с примесями болота и еще кто знает чего. Через немного времени мы вышли на большую ледовую равнину, вот уже и Приют-11 показался. Ещё немного - мы уже выше приюта, на высоте 4000-4100 метров.

Нашли более или менее подходящие участки для палаток. Сделали чай. Хорошо смотреть с высоты, попивая чай и наблюдая за закатом.

Наконец мы собрались, разбили наш штурмовой лагерь, набрали воду из-под ледника, и начали собираться. Спали мы тогда пятеро в моей трехместный палатке. Но как-то даже терпимо было. Словом, укутавшись, мы начали понемногу засыпать. Все-таки, наша первая ночевка на такой высоте. Предложили проснуться в 3 часа ночи, а выйти - когда выйдем. На том и порешили. Утром поели, взяли рюкзаки и пошли совершать наше восхождение на Эльбрус.

Далее куски оборванных воспоминаний. Ночные фонарики по всему склону до самого верха. Ретраки, которые отвозят "буржуев" за 500 долларов вверх и забирают их вниз. Какие-то группы других людей, которых мы то обгоняем, то пропускаем. Ветер, через который не слышно в трех метрах сбоку от тебя. Растерянность: мы потеряли друг друга. Понемногу собираемся. Часть группы - на скалах Пастухова (4800). Казалось, что те скалы так близко. Но нет, казалось. Это же 700 вертикальных метров от нашей стоянки. Помню, что у скал Пастухова ощущения были замечательные. Речь шла классно, одышки не было.

А потом начался рассвет. А с ним странным образом появилась и одышка. Идти становилось труднее. Еще не так, но уже понемногу становилось весело, и не мне одному. Собрались мы все перед началом "косой полки", сели на рюкзаки и окинули зрением, куда мы дошли. А дошли мы где-то в 5000 метров - минимум. Началась "косая полка".

Тяжело поверить, что этот красный снег каждые 10-20 шагов - кровь. Он попадается все чаще. Она какая-то коричневая, но дальше опять красная. И так до перемычки. Помню, что шел к той перемычке я долго. Даже на горизонтальных участках "косой полки" идти было тяжело, ноги не слушались, хотелось отдохнуть. Когда останавливаешься и садишься на рюкзак отдохнуть - засыпаешь. Начинала болеть голова. Собственно, не совсем болеть, а ее начало чуть-чуть распирать от пульса во время нагрузки. Дошел до перемычки 5300 метров. Подумал, что самое время возвращаться назад, потому что понял, что наверх подняться будет тяжело. Но посидев некоторое время, я отжил и с друзьями, которые говорили, что потихоньку все пойдем, мы начали: впереди были 200 метров стремительного подъема. Пульс стал эхом отдавать, казалось, по всей голове. Десять шагов. Голова раскалывается от пульса. Еще 10 шагов. Остановка. Надо идти дальше. Теперь уже отказаться нельзя, потому что понемногу получается. И вот я уже сделал этот 200-метровый подъем. Я - на большом плато. Видно нашу цель - западную вершину.

Понемногу адаптируется организм. Пульс дальше хорошо слышно, но однозначно стало лучше. Появляются силы достать фотоаппарат и сделать несколько фото. Появляются силы осознать красоту разряженного воздуха, о котором я много думал перед тем, как пойти сюда. Небо темнеет, если сравнивать горизонт и сам верх. Небо становится темно-синим. Еще какие-то 5 км вверх и там уже почти что открытый космос. За стратосферой ничего такого уже нет. Еще несколько километров и там слой космического мусора. А я стою на плато. Считаю количество маркированных флажков, которые остались до вершины. Удается дойти на дыхании от флажка до флажка. Останавливаюсь отдохнуть. Еще флажок. Вот последний, небольшой подъем и мы здесь.

Ощущения классные, вверх подняться удалось. Фото- и видеосессии, перекус. Однозначно удовлетворенные восхождением и собой. Любование видами с высоты 5642 метра. Сюда стоило идти и бороться за это. Все смеются. Всем хорошо. Дорога вниз по пути подъема далась нормально. Теперь были силы делать фотографии, рассматриваться просторы.

На перемычке ожидали нашего "доброго альпиниста" из обсерватории, который ходил по 2-Б на две вершины. Пока ждали - упали на рюкзаки. Я как только прилег на свой рюкзак, сразу уснул. Моментально. Проспал час, потом меня разбудили, мы начали спускаться. Снег и лед уже понемногу потаяли за день и по "косой полке" было уже неприятно спускаться. Как и далее до скал Пастухова. Помню, как я уже подошел вниз по леднику до наших стоянок на 4100 метров. Помню крики радости, объятия, чай. К вечеру мы делились впечатлениями, пили чаи. Затем собрались в нашу палатку и начали с ощущениями гордости и радости спать.

Видео: Восхождение на Эльбрус

Фото из галереи

В выбранном фотоальбоме недостаточно фотографий.
Добавьте фото или измените настройки плагина.

Копирование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на первоисточник.

Отзывы к статье:
Erika 6 ноября 2015 в 22:42

Мое неВосхождение на Эльбрус

Произошло это лет десять назад. У меня была мечта: подняться на Эльбрус. Очень хотелось увидеть, как солнце озаряет всю планету и попинать при этом ногами облака.

Восхождение на Эльбрус относится к самой простой - первой категории сложности. Для того чтобы подняться, не нужно обладать какими-то специальными навыками или сумасшедшей спортивной подготовкой. Достаточно просто не весить за тонну, быть подвижным и, самое главное, дисциплинированным. Горы не прощают ошибок. Немало людей не дошло до вершины и вообще никуда, отправляясь на Эльбрус, как на прогулку. Опьяненные легкостью маршрута, люди забыли одно простое правило. Его мне преподнесли в качестве подарка начинающего горного туриста спасатели Приэльбрусья, и его я заучила как «Отче наш»: лучше сто раз не подняться, чем один раз не спуститься – воистину золотые слова.

Итак, десять лет назад. Тогда еще ноябрьские праздники и три денечка сверху по купленному больничному. Самолет Москва — Пятигорск, несколько часов на машине, и вот уже высота около двух тысяч над уровнем моря, где я и расположилась на съемной квартире. Из экипировки: термобелье, пара кофт специального назначения, куртка от одного из лучших производителей, ботинки, палки вспомогательные - типа, лыжных, «кошки» - надо же как-то по леднику карабкаться, небольшой рюкзак, спальник и так по мелочи. Ах, да, самое главное: дикое желание дойти до конца.

Первые два дня ушли на относительную адаптацию, после которой, признаться, думала, что зря я все это затеяла. «Легкая прогулка», как назвал ее инструктор, на Чегет, заставила меня вообще усомниться в том, что я могу куда-либо дойти. Однако вечерами, выходя перед сном «хлебнуть» - иначе это не назовешь воздуха, я слышала, как шумит говорливый Баксан, как перешептываются сосны, и силы вновь возвращались ко мне. И я понимала, что нет в жизни ничего важнее и прекраснее гор, что все мои прожитые года были лишь для того, чтобы я очутилась здесь. Нигде и никогда я не чувствовала ничего подобного. В те дни во мне проснулась какая-то безумная жажда жизни, и, в то же время, ничего не хотелось больше, как умереть «здесь и сейчас».

Раннее, раннее утро. За день до восхождения. Сегодня все еще не так сложно. Цель: высота 4 200, известная многим по сгоревшей гостинице «Приют», и спуск метров на пятьсот, где и жду самого важного события моей жизни, которое должно произойти завтра. Завтра – это слово не дает спать, хотя понимаю, что надо. Завтра – сердце подобно метроному, поставленному на отметку 200. Завтра, завтра, завтра.

Утро. Пасмурно. Хмуро. Темно. Совсем не так, как я предполагала. Шоколадка – в рюкзак, туда же — «кошки». Выходим. Двести метров, триста. Впереди, совсем близко, уже покоренная отметка 4200. За ней – следующая точка: Скалы Пастухова. От них – финишная прямая. Я уже там, но меня там еще нет. Инструктор останавливается, оглядывает небо, что-то бурчит себе под нос, и мы идем дальше. Перед небольшим восхождением к «Приюту» погода резко начинает портиться. Мы едва успеваем одолеть 4200 и укрыться среди развалин бывшей спасительной гостиницы. Мне все равно, что метель сбивает с ног и абсолютно ничего не видно. Я рвусь вперед, но в горах самое главное – дисциплина. Инструктор дает команду и я покорно, след в след, плетусь за ним вниз...

Вечером того же дня мы сидим небольшой теплой компанией в каком-то кафе. Я рассказываю ставшим уже родными спасателям о своем неудачном восхождении на Эльбрус и сетую, что мне так и не удалось. Они по-доброму смеются и открывают мне еще одну истину: вершину покорить нельзя. Седой Эльбрус либо пускает человека, либо нет...

Прошло время. С тех пор я больше не была в тех местах: жизнь в мегаполисе диктует свои условия, и я подчиняюсь правилам большого города. Но иногда ночью я прислушиваюсь: мне кажется, что под моими окнами шумит неутомимый Баксан.
Kiskin 6 ноября 2015 в 22:48
а кто-то писал

Erika:
умный в гору не пойдет ;)
.....
Erika 6 ноября 2015 в 22:49
Вот я больше и не хожу smile
Витя 14 ноября 2015 в 23:31
Эльбрус и Эверест - как можно их путать, даже в школе...